издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Предмет особой гордости

  • Автор: Софья ДРАБКИНА, музыковед, для «Восточно-Сибирской правды»

Приезд тенора Романа Муравицкого в Иркутск, даже несмотря на плотный концертный график Иркутской филармонии, приковал особое внимание местной музыкальной общественности.

Для жителей столицы Восточной Сибири успехи  в певческой карьере Романа Муравицкого – предмет особой гордости, ведь именно в Иркутске он осознал своё истинное призвание и под влиянием Н.Ф. Васильевой начал заниматься вокалом на музыкальном факультете Иркутского педагогического института. А в настоящее время он является солистом Большого театра России, исполнителем ведущих партий тенорового репертуара (Германа в «Пиковой даме», Водемона в «Иоланте» Чайковского, Каварадосси в «Тоске» и Пинкертона в «Мадам Баттерфляй» Пуччини, П. Безухова в «Войне и мире» Прокофьева и др.). В 2005 году на мировой премьере нашумевшей оперы «Дети Розенталя» Л. Десятникова он исполнил партию Моцарта. 

В Иркутске Р. Муравицкий предстал перед филармонической публикой как камерный исполнитель и продемонстрировал тем самым широту творческого диапазона. Без малого 20 лет прошло с тех пор, как он уехал из города покорять столицу (в 1992 году поступил в Московскую консерваторию, окончил её в 1997-м, а будучи студентом, в 1996-м был принят в труппу Московского академического театра им. Станиславского и Немировича-Данченко). И педагоги, и бывшие сокурсники смогли оценить, насколько выросло профессиональное мастерство их земляка, окреп его талант, как благотворно сказался на нём богатый артистический опыт, которого так порой не хватает нашим камерным вокалистам.

Весьма разнообразная программа концерта позволила выявить многие грани вокального и сценического мастерства исполнителя. В трёх жемчужинах оперного тенорового репертуара в исполнении Р. Муравицкого воплотились три разных персонажа: легкомысленный Герцог в «Балладе» из вердиевского «Риголетто», нежный и страстный Герман в ариозо «Прости, небесное созданье» из «Пиковой дамы» Чайковского, наконец, романтичный искренний Каварадосси в своей предсмертной арии из третьего действия пуччиниевской «Тоски». Такой уровень исполнения заставляет забыть о вокальной технике, которая является необходимым условием для вокалиста – необходимым, но далеко не достаточным. Не менее важно в оперной арии точно воплотить характер. Высокие требования к певцам предъявляет и русский классический романс. Среди шедевров отечественной камерно-вокальной классики мы встречаем настоящие психологические новеллы, и здесь вокальная партия неотделима от поэтического слова, слияние музыки и поэзии достигает наивысшей точки. Поэтому проникновение в смысл стихотворного текста становится задачей принципиальной. Пение Муравицкого было не просто глубоко осмысленным, но и подкупало непосредственной искренностью и эмоциональностью. Особенно неотразимое впечатление на публику произвело его исполнение  лирических романсов – «Я помню чудное мгновенье» Глинки, «Средь шумного бала» Чайковского, «Элегии» Массне. Ярко и эффектно прозвучали «Серенада Дон Жуана», восторженный и ликующий «День ли царит» Чайковского.

Казалось бы, знаменитые неаполитанские и русские песни во втором отделении программы должны были дать необходимую разрядку для исполнителя. Но это лишь на первый, непросвещенный взгляд. Подчас творения неаполитанских авторов по своей выразительности и вокальной сложности сопоставимы с итальянскими оперными ариями, а такие «хиты» отечественной песни и романса, как «Я встретил вас», «Ах ты душечка» настолько «запеты», что удивить ими современных меломанов становится всё труднее. А ещё необходимы вкус и чувство меры для того, чтобы не впасть в излишнюю «чувствительность», не опошлить столь дорогие атрибуты нашего музыкального быта. Но прозвучавшие свежо и непосредственно в исполнении Романа Муравицкого, эти  шедевры стали источником особой  радости для иркутской публики, блистательно завершив вокальный вечер.

Накануне своего сольного концерта  Роман Муравицкий побывал в местном музыкальном колледже и дал мастер-класс, который позволил узнать его как интересного музыканта с широким кругозором. «За всё время моей работы в колледже я не припомню вокальных мастер-классов, которые бы проводил музыкант такого уровня, – говорит его бывший педагог, преподаватель Иркутского музыкального колледжа Надежда Фёдоровна Васильева. – Роман оказался не только прекрасным исполнителем, но и великолепным педагогом». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры