издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Слухи о долгах оказались слишком преувеличены

Угроза отключения горячей воды жителям домов, которые обслуживает ООО «Приморский», прозвучала 2 апреля. Иркутская городская теплосбытовая компания может пойти на столь радикальную меру из-за долгов управляющей компании, которые превышают 55 млн. рублей. На вопрос о том, откуда взялась такая задолженность, в самой УК отвечают, что дело в невысоком уровне собираемости квартплаты с жильцов. И заявляют, что за коммунальные услуги некоторые не платят домами. В минувшие выходные три бригады инспекторов ИГТСК провели рейд по 17 таким адресам. К одной из них присоединились корреспонденты «Сибирского энергетика» Егор ЩЕРБАКОВ и Дмитрий ДМИТРИЕВ. И вместе с сотрудниками теплосбытовой компании выяснили, что мнимые должники исправно платят за коммунальные услуги.

«Мы, честно говоря, не ожидали, что встречать будут столь благожелательно», – признаёт инженер-инспектор второй категории ИГТСК Ольга Говорова после того, как мы обошли половину домов, по которым проходил рейд. Целями сотрудников сбытовой компании стали четыре здания по улицам Безбокова и Лиственничной. По заверению руководства ООО «Приморский», их жильцы не внесли ни рубля квартплаты за февраль и март 2010 года. «Получается, что люди здесь оплачивают, а если им говорят обратное, они сразу же все предъявляют квитанции: вот, пожалуйста, всё оплачено, – поддерживает коллегу инженер-инспектор Светлана Рылова. – А если бы были те, кто не оплачивает, нас бы, конечно, не пустили».

В благожелательном отношении жильцов мы убеждаемся сразу же, начав обход первого дома. Им стала пятиэтажка на Безбокова, 5, в народе известная как «иркутскэнерговский дом». Такое прозвище здание получило по вполне понятной причине – квартиры в нём ещё при строительстве были предназначены для сотрудников ОАО «Иркутскэнерго». Так что звонок по домофону в первую же квартиру и произнесённая кодовая фраза «Здравствуйте, мы из Иркутской теплосбытовой компании» приносят вполне ожидаемые плоды – дверь в подъезд открывают без колебаний. 

«Прошу прощения, они врут»

Та же ситуация повторяется и после звонка в квартиру № 4. Её хозяйка Лилия Рыкова сообщает, что платит за коммунальные услуги регулярно. И с готовностью предъявляет нам квитанции, это подтверждающие. «Мы месяц в месяц платим, – вступает в разговор её соседка Любовь Пасько. – У меня квитанции накопились, наверное, за последние пять лет, уже выбрасывать можно». И подобная сцена с аналогичными диалогами повторяется на каждой лестничной площадке.

«Прошу прощения, они врут», – замечает один из жильцов квартиры этажом выше, из дверей которой нам навстречу с радостным лаем выбегает вполне упитанный мопс. Такую реакцию вызвала ссылка на заявления руководства «Приморского» о том, что жители дома не оплачивают услуги ЖКХ. На их утверждение находится железный контраргумент. Вернее, бумажный – квитанции, свидетельствующие об уплате за февраль. 

Проживающая в квартире № 58 Лидия Манюк, которая, как выяснилось позже, сама работает в «Энергосбыте», охотно предъявляет квитанции за несколько месяцев вперёд. «Я всегда заранее плачу в начале квартала», – отвечает она на вопросительный взгляд журналиста «СЭ». И помогает раскладывать бумаги на журналистском блокноте – удержать их в руках для того, чтобы они все вошли в поле зрения фотообъектива, не удаётся. Справедливости ради заметим, что не все демонстрируют такое рвение при общении с сотрудниками энергосбытовой компании. Сосед Лидии Манюк, пожелавший остаться неизвестным, категорически отказался открыть дверь. И даже пообещал вызвать милицию, чтобы тем, кто «ходит тут с камерами», не было смешно.

Социализм дисциплинирует 

Двери инспекторам ИГТСК открывают с первого звонка

«Здесь в основном пенсионеры живут, – объясняет высокую платёжную дисциплину жильцов Ольга Говорова. – Они знают, что у них в определённый день пенсия, идут и оплачивают». А причина такой сознательности проста – они воспитывались ещё во времена Советского Союза, когда подобные качества в людях культивировались повсеместно. «Так что у них ответственность перед страной, перед окружающими очень развита», – добавляет инспектор ИГТСК. Молодёжь, по словам Светланы Рыловой, высокой дисциплинированностью не отличается, но за коммунальные услуги всё же платит. Пусть и накапливая при этом задолженность. 

Сознательность пенсионеров подтверждает и жительница дома на Безбокова, 5, сразу же потребовавшая прекратить фотосъёмку. «Здесь ведь люди в возрасте живут, как у них 15-го числа будет пенсия, так они и платят», – пояснила она. Владимир Монастырёв, живущий в соседнем подъезде, помимо себя платит ещё за троих пенсионеров. Правда, в «зоне ответственности» управляющей компании «Приморский» ни один из них не живёт, но факт говорит сам за себя. «Я каждый месяц плачу пятого числа, – сказал, в свою очередь, сосед Владимира Монастырёва, назвавшийся Альбертом Трофимовичем. – А за свет – вообще первого».

Куда ни кинь…

Неправоту управляющей компании доказывают и жители дома на Безбокова, 44а – стандартной «хрущёвки» в четыре этажа высотой, которая со стороны не выглядит столь благополучной, как предыдущий дом. «Да ну, сочиняют», – отмахнулась от процитированного уже в который раз заявления руководства «Приморского» жительница квартиры № 17 Зоя Селиванова. Её соседи по подъезду в подтверждение этих слов также показывают квитанции, в которых цифры в колонках «Начислено» и «Уплачено» совпадают с точностью до второго знака после запятой. 

Картина повторяется и в двух других домах на улице Лиственничной, которые обошли Ольга Говорова и Светлана Рылова. Жильцы квартир в этих двухэтажных деревянных зданиях, которые можно найти в каждом из шести иркутских посёлков ГЭС, квартплату вносят исправно. И с готовностью демонстрируют документы, это подтверждающие. «Конечно, мы 100% квартир не обошли, но везде, где нам открывали, люди платят», – рассказала Ольга Говорова. Так что «нулевой оплаты», как утверждают в «Приморском», нет. Только те, кого опросили на Безбокова, 5, заплатили 27,5 тыс. рублей, а жильцы двух домов на Лиственничной (под номерами 8 и 8а) внесли более 25,3 тыс. рублей. 

В остальных 13 домах, где побывали инспекторы ИГТСК, дела обстоят так же. «Там абсолютно то же самое – все, кого спрашивали, показывают квитанции об оплате», – подчеркнула Ольга Говорова. Так что сбытовикам, видимо, остаётся только задать управляющей компании сакраментальный вопрос персонажа «Диалога перед телевизором» Владимира Высоцкого: «Где деньги, Зин?».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры