издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Латание «тришкиного кафтана»

Иркутские дорожники неоднозначно восприняли эксперимент по ямочному ремонту

Специалистам известно, что средний срок эксплуатации асфальтового покрытия на автомобильной дороге составляет 7–8 лет. Но и этот показатель дан с учётом нормативных нагрузок. Продлить жизнь магистрали, улучшить эксплуатационные качества возможно за счёт внедрения новых технологий при строительстве, ремонте и содержании автодороги.

Прежде считалось, что  асфальтовые заплаты, так называемый ямочный ремонт, можно проводить лишь при плюсовых температурах. К этому времени готовятся техника и люди, запускаются асфальтобетонные заводы. На улицах и дорогах грохот отбойных молотков, рёв «Камазов», катков. В одном месте колотят, а рядом появляются трещины, которые через месяц-другой превратятся в те же самые ямки. Словом, тришкин кафтан, работа ради работы.

– А куда денешься? – пожимают плечами дорожники. – Солнечных дней кот наплакал – успевать надо.

– Можно ли продлить сроки ямочного ремонта? 

– Можно и нужно, – говорит заместитель начальника управления дороги «Красноярск – Иркутск» Борис Вертиков. – Этому мы и посвятили семинар с презентацией нового оборудования для строительства, ремонта и содержания  дорожных покрытий, пригласив в Иркутск специалистов ведущих дорожных компаний России.

После прошедшей в офисе управления теоретической части семинара его участники отправились на практическую, которая состоялась на объезде Ангарска, федеральной дороге М-53. 

Тормозим рядом с огороженной аварийными конусами плавильно-заливочной  установкой, своего рода передвижным мини-заводиком. Ответственный за проведение эксперимента зам. генерального директора «НПФ «Бастион» (С.-Петербург) Михаил Никифоров объясняет обступившим установку коллегам технологию заливки трещин. 

– Когда на дороге появляется «паутина», производим расшивку и очистку трещин, потом разогреваем электрической дизельной горелкой вяжущий материал (битум, мастика) и заливаем его распределителем, так называемой обогреваемой удочкой. Обслуживают установку два специалиста: один управляет механизмами, второй производит заливку.

Кстати, оба механизатора из соседнего Красноярска, обслуживают подобные установки дорожной фирмы «Крассор-Универсал». «Работаем по всем городам и райцентрам края, – рассказывает оператор Андрей Шманай. – На мастичной установке за день проходим по пять  и более километров». На вопрос, через сколько времени можно пускать транспорт после заливки, его коллега Александр Фролов ответил: «Через десять минут». 

– И сколько всё это простоит при оттаивании почвы,  на морозе или жарком солнце? – поинтересовался кто-то из присутствующих.

– Многое зависит от загруженности дороги,  качества применяемого материала, профессионализма оператора, – ответил Михаил Никифоров. – В Петербурге мы каждый год занимаемся этими работами. При серьёзной загруженности городских улиц и дорог держится 1,5–2 года.

В нескольких метрах от плавильно-заливочной расположилась установка для  ямочного ремонта. С помощью инфракрасного излучения она размягчает  верхний слой асфальта как в самой яме, так и вокруг неё, затем разогретый старый асфальт смешивают, добавляют туда нового (холодной смеси) и уплотняют.

– Вот и вся недолга, – подвёл итог эксперименту Михаил Никифоров. – Через пару минут можно открывать движение автотранспорта.

Эксперименты вроде бы произвели хорошее впечатление: и новая техника хороша, и выданный результат очень даже впечатляет. Почему ничего подобного не встретишь на наших дорогах?

– Технология хороша для нового покрытия, – говорит директор ДЭП-156 Юрий Цишковский. – Скажем, простояло оно год, появились  трещины, раскрыл их, залил ту же мастику, и дорога сохранилась в первозданном виде. Но дорога, которую мы обслуживаем, простояла три срока без ремонта, хотя по нормативу должны ремонтировать через 7 лет. Интенсивность движения по ней – 40 тысяч автомобилей в сутки. Первый слой асфальта изношен, ездим по второму. Да тут не то что мастику, золото заливай – бесполезно.

– А ведь неплохая федеральная программа была, – поддержал коллегу начальник отдела дирекции по строительству дорог Иркутской области Андрей Полтораков. – Государство за счёт федерального бюджета закупает и сдаёт нам технику, мы работаем и платим за её аренду. Идею эту  отменили, говорят, берите в лизинг. То есть за пять лет переплачивать на 40% больше. Да я лучше буду заливать эти трещины из битумоварки, получится гораздо дешевле. 

– Считаю, что в наших климатических условиях эта технология будет способствовать ускорению сроков проведения ямочного ремонта дорог, – подвёл итоги эксперимента Борис Вертиков. – Теперь наша задача – всё тщательно проанализировать и дать предложения по её внедрению.

Участники презентации высказали ещё добрый десяток пожеланий и замечаний. За каждым из них чувствовалось острое желание сделать всё, чтобы километры главного сибирского тракта оставались быстрыми, надёжными и красивыми.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры