издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Черновик реформ

В Иркутской области разрабатывается программа модернизации ЖКХ

Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области на 2011–2020 годы будет разработана до 1 августа. Об этом было заявлено на заседании правительства, которое прошло под председательством губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева. Основные направления программы были представлены в тот же день. Документ вызвал много вопросов. Однако в главном сошлись все – систему ЖКХ давно пора реформировать.

– Необходимо увеличить коэффициент надёжности системы коммунальной теплоэнергетики, чтобы уже в следующем отопительном сезоне аварий было меньше, – задал тон обсуждения  губернатор.

По словам министра жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Петра Воронина, первая причина высоких тарифов в области – наличие жидкого топлива. Вторая – транспортные издержки, прежде всего северный завоз. Причём от транспортной составляющей никуда не уйдёшь, если только не использовать местное топливо. Серьёзные вопросы вызывают электрокотельные, тариф на тепло которых в ближайшее время наверняка будет расти.  

Предлагается три основных направления модернизации. Прежде всего, это изменение топливно-энергетического баланса за счёт снижения доли жидкого топлива. Для реализации этого направления требуется  4,5 млрд. рублей. Рационализация теплоснабжения, которая обойдётся в  2,8 млрд. рублей, это второе направление. Наконец, третье – повышение экономической эффективности, на которое требуется 3,2 млрд. рублей. Таким образом, общие затраты составляют 10,5 млрд. рублей. 

Для реализации мероприятий Пётр Воронин предлагает создать на территории области структуру, выступающую в качестве квалифицированного заёмщика. Кредит предполагается получать в коммерческом банке, инвестором выступит опорное предприятие. Сейчас областное правительство ведёт переговоры с Внешэкономбанком. Обязательным условием остаётся наличие инвестпрограммы, 100-процентное возмещение доходов со стороны областного бюджета и введение долгосрочного тарифа. Как желательное условие – сохранение тарифа на срок окупаемости плюс один год. 

В рамках первого этапа программы будут реализованы проекты со сроком окупаемости не более пяти лет. В качестве положительного примера Пётр Воронин привёл котельную в посёлке Тайтурка. Сегодня экономически обоснованный тариф составляет 2499 рублей, тариф для населения – 1578 рублей. После строительства новой котельной, а проект предполагается реализовать ещё в этом году,  прогнозируемый экономически обоснованный тариф составит 1286 рубля. Это ниже, чем сегодняшний тариф для населения. Капитальные затраты на строительство – 49 млн. рублей. «Если ничего не делать, выпадающие доходы, прежде всего для областного бюджета, будут возрастать с 7 млн. до 10 млн. рублей. Напротив, при реализации проекта выпадающие доходы сводятся к нулю за три-четыре года», – подчеркнул Пётр Воронин. На втором этапе будут реализованы более долгосрочные проекты, со сроком окупаемости от 5 до 8 лет. 

Сегодня мало какие предприятия на территории области, за исключением «Иркутскэнерго», могут соответствовать понятию «квалифицированный заёмщик». Эта структура должна иметь статус акционерного общества, предполагается 100-процентная областная собственность с уставным капиталом не менее 2 млрд. рублей. Заёмщик формируется на базе областного имущества, которое либо передаётся в уставный капитал, либо является залогом для получения инвесткредитов во Внешэкономбанке. При этом возможно привлечение областных гарантий при реализации особо затратных проектов. Квалифицированный заёмщик, в свою очередь, выступает заказчиком по отношению к опорному предприятию и осуществляет функцию управления проектами, то есть по сути является управляющей компанией. Непосредственно реализация проектов осуществляется через опорные предприятия. 

В свою очередь министерство имущественных отношений с крайней осторожностью относится к идее создания квалифицированного заёмщика. «Мы сможем на это пойти, только увидев очень серьёзные гарантии и реальную возможность привлечь кредиты с минимальными рисками, – говорит министр имущественных отношений Михаил Карасёв. – Мы уже объявили министерству по ЖКХ о том, что без бизнес-плана, чёткого плана развития никаких решений принимать не будем». Пока создание квалифицированного заёмщика стоит перед областью скорее как потенциальная возможность. Если население не сможет платить «инвестиционный» тариф, риски многократно увеличиваются. Однако решать проблему нужно. Михаил Карасёв заявил, что не исключает возможности создания такой структуры на базе уже существующих предприятий, например «Облжилкомхоза». Но одним из квалификационных условий остаётся объём уставного капитала, который не должен быть ниже  2 млрд. рублей.

«Мы не можем сказать, что у нас в закромах есть такая сумма и мы готовы завтра передать её в уставный капитал, – добавил министр. – Нельзя решать проблему политическими методами. Сначала нужно посчитать все возможные риски и преимущества, которые мы получим, задействуя этот механизм».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры