издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дорожные намерения

Темпы износа дорожной сети опережают процесс её модернизации

  • Автор: Александр АНТОНЕНКО, «Восточно-Сибирская правда»

В рамках выставок «Стройинвестиции. Спецтехника», «Транспорт и дороги Сибири», прошедших в иркутском Сибэкспоцентре, под эгидой областного Союза дорожников состоялась конференция «Проблемы и перспективы развития дорожной отрасли Приангарья». В её работе приняли участие руководители дорожных эксплуатационных предприятий, подрядных и проектных организаций.

Основой дорожной сети Приангарья является Московский тракт (дороги М-53 и М-55 «Байкал»), на который приходится наибольший грузо- и пассажиропоток. С вводом в эксплуатацию дороги Чита – Хабаровск «Амур» резко возрастёт значение транспортного коридора, обеспечивающего связь не только запада и востока РФ, но и Европы со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Так что не случайно этим магистралям уделяется пристальное внимание как со стороны руководства Росавтодора, так и со стороны управления дороги «Прибайкалье».

– Мы работаем по федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 гг.», – рассказал в своём выступлении руководитель управления Александр Суслов. – В этом году на строительство и реконструкцию выделено 2,3 млрд. рублей, планируем ввести 34,4 км дорог и 543 погонных метра мостов. В том числе 24-километровый обход Иркутска и 10-километровый участок дороги М-53, примыкающий к обходу города Тайшета. 

По обходу Иркутска на сегодня сделано 99% земляного полотна, малые искусственные сооружения (трубы), работы ведутся на последней опоре моста через реку Иркут по сборке и надвижке пролётных строений. «Учитывая новые веяния в энергоресурсосбережении, на одном из участков обхода применили не сборные, а литые трубы, что сократило время их укладки, – заметил Александр Суслов. – Кстати, на освещении моста будут применены диодные светильники, которые служат до 20 лет, а электроэнергии потребляют в 2,5 раза меньше». 

Планируется также приступить к реконструкции моста через Оку на 1625-м км М-53. По нему уже объявлены торги, общая стоимость объекта – 861,5 млн. рублей, на нынешний год Росавтодором выделено 100 млн. В планах текущего года также отремонтировать участок 1532–1538 км на М-53. Это единственный объект на этой дороге, включённый Росавтодором в программу капремонта. Ещё 143 млн. рублей выделено на ремонт, на них планируется отремонтировать 90 км.

В марте руководством управления дороги «Прибайкалье» подписаны приёмочные акты на содержание дороги «Вилюй». Займётся этим победившее в торгах ОАО «Дорожная служба Иркутской области». На стадии завершения также проект ремонта дороги, с его утверждением Росавтодор перечислит 115 млн. рублей, тогда и начнётся преображение «Вилюя». 

Ещё одно новшество внедрили в этом году руководители управления дороги «Прибайкалье»: контракты на содержание дорог заключили не на один год, как было прежде, а на три. Это позволит подрядчику планировать работы и запасаться техникой и материалами загодя, что безусловно скажется и на темпах, и на качестве. 

– Сложнее ситуация сложилась на региональной сети, – отметила в своём выступлении региональный менеджер СМ ОАО «Иркутскгипродорнии» Людмила Пуляевская. – 63% от общей протяжённости региональных дорог не отвечает нормативным требованиям по эксплуатационному состоянию. На протяжении длительного периода темпы износа превышают темпы восстановления, в результате около 4 тыс. км наших дорог находятся в аварийном состоянии.

[width=»45%»]
– На начало 2010 года протяжённость автомобильных дорог общего пользования в Приангарье составляла 14,6 тыс. км, в том числе федеральных – 1,6 тыс. км, региональных – 3,5 тыс. км, прочих (местных) – 9,2 тыс. км.

– С 2000 по 2010 год из 1130 км, запланированных к строительству и реконструкции региональных дорог, введено в эксплуатацию 403 км.

– На сегодняшний день 172 населённых пункта не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования.

Проблемы в отрасли с каждым годом копятся, а вот решения их не видно: опорная сеть дорог всё ещё не сформирована, объёмы строительства, ремонта и реконструкции сокращаются, состояние дорог с каждым годом ухудшается и не обеспечивает безопасного передвижения грузов и людей. Несоблюдение сроков ремонта дорожных покрытий ведёт к разрушению, увеличивает расходы на их восстановление. До сих пор, по информации Людмилы Пуляевской, 172 населённых пункта Приангарья не имеют круглогодичной связи с дорожной сетью области, отсутствует такая связь у Мамско-Чуйского и Катангского районов с дорогами общего пользования и областным центром. 

В 2009 году с великим трудом ввели лишь мост через реку Лену у села Пономарёво и 12-километровый участок дороги Залари – Жигалово с мостом через реку Чешку. В план дорожного строительства на 2010 год включены только два объекта – завершение реконструкции автодороги Усть-Кут – Уоян на участке Звёздный – Ния, работы по которому ведутся с 2001 года, и участок дороги Таксимо – Бодайбо. 

– При благополучном финансовом климате до 2015 года планируется построить дороги Усть-Кут – Магистральный, Таксимо – Бодайбо, Киренск – Казачинское, Тайшет – Чуна – Братск, Иркутск – Усть-Ордынский – Жигалово, Усть-Ордынский – Оса, – подытожила в своём выступлении Людмила Пуляевская. – Актуальна также реконструкция дорог, связывающих Иркутск с побережьем Байкала: Иркутск – Листвянка, Иркутск – Большое Голоустное и Баяндай – Еланцы – Хужир. 

Сложная ситуация и с ремонтом и содержанием. Согласно нормативным межремонтным срокам, ежегодно мы должны ремонтировать 1500–1800 км дорог, делаем же 70–80 км, или 4–6% от требуемого. В результате на 10% дорожных участков покрытие полностью изношено, темпы износа дорожного полотна опережают процесс его модернизации.

– Да, денег явно не хватает, это вопрос к областным властям, – заметил президент Союза дорожников Иркутской области Анатолий Косяков. – А наша задача – делать свою работу качественно при любых объёмах финансирования.

– Главным в нашем деле, и это подчёркивается в разработанной правительством транспортной стратегии до 2020 года, является сохранение существующей сети за счёт средств содержания и ремонтно-восстановительных работ, – поддержал коллегу профессор кафедры «Автомобильные дороги» ИрГТУ, главный технолог ЗАО «Труд» Сергей Шабуров. – Вопрос, что для этого предпринять? При столь скудном бюджете (на содержание одного километра выделяется 33 тыс. рублей) нужно прежде всего разобраться в ремонтных технологиях. 

Сергей Шабуров рассказал участникам конференции об одной из самых, по его мнению, прогрессивных технологий – по использованию открытых битумно-минеральные смесей, которая обеспечивает два главных фактора – ровность и сцепное качество покрытия. Да, эта технология дороже, чем поверхностная обработка, так как нужны высокопрочный щебень и минеральный порошок (область располагает такими материалами), зато в два-три раза увеличивает срок службы, не требует специальных машин, специальных присадок, дорогостоящего оборудования. Битумно-минеральные смеси дают ровность, увеличивают сцепные качества, при их укладке не нужно поднимать бордюры, ливневые колодцы. Макрошероховатая поверхность создаёт хорошие условия и для зимнего содержания – разрушает снежный накат, ликвидирует скользкий лёд. В 2008 году специалисты ЗАО «Труд» за шесть дней выполнили устройство макрошероховатой поверхности на 11 км дороги «Амур». Сегодня участок выглядит как новенький. Сергей Шабуров настоятельно советовал внедрить эту технологию на улицах Иркутска, при этом повторил: «У качества нет цены». 

Год назад коллективом Иркутск-гипродорнии была разработана программа развития автодорог Иркутской области до 2015 года. Инвестиции, заложенные в ней (а это 9,5 млрд. рублей), создали бы новые возможности для развития экономики, дорожной инфраструктуры. Однако работа по её рассмотрению, согласованию и утверждению идёт со значительным замедлением. Выступающие высказывали обеспокоенность, как бы она не осталась бумагой, благими намерениями, что грозит области не попасть в программу федерального финансирования.

Учитывая особую актуальность поднятых вопросов, участники конференции подготовили и направили в адрес правительства и Законодательного Собрания ряд предложений, требующих первостепенного внимания и быстрого решения, в том числе об увеличении расходов областного бюджета на дорожное строительство на период с 2010 по 2015 год. Дорожная отрасль Приангарья не должна остаться без поддержки правительства.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры