издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Распадская реакция

Внимание средств массовой информации в мае приковано к событиям в угольной отрасли. Как известно, в ночь на 9 мая текущего года на шахте «Распадская» в Междуречен- ске произошло несколько взрывов. По последним данным, в результате аварии погибли более 70 человек. Ещё одна авария произошла на шахте «Алексеевская» в городе Ленинске-Кузнецком Кемеровской области.

Эти события не только накалили социальную обстановку в шахтёрских городках – несанкционированный митинг в Междуреченске был рассеян милицией, но и выявили неблагополучную ситуацию в угольной отрасли Кузбасса. Власть лихорадочно предпринимает меры, направленные на стабилизацию ситуации.

На совещании, посвящённом ликвидации аварии, Владимир Путин сформулировал несколько тезисов, которые касаются не только угольщиков. Во-первых, он предложил для более эффективной работы Ростехнадзора перевести его из ведения Минприроды в прямое подчинение правительству и создать в его структуре специализированное управление горного надзора. По словам Путина, сотрудники Ростехнадзора должны быть наделены «дополнительными правами и полномочиями, а именно правом временно, до рассмотрения в суде, за грубые нарушения правил техники безопасности отстранять должностных лиц от работы», а также правом «приостанавливать работу самой шахты, если нормы загрязнения воздуха достигают критических двух процентов».

Для повышения ответственности и дисциплины всех участников производства на угольных предприятиях Путин предложил внести изменения в уголовное законодательство и Кодекс об административных правонарушениях РФ. Наказания за нарушения правил техники безопасности станут более тяжёлыми.

Путин настаивает на том, что «Минэнерго и Ростехнадзор должны повысить, я скажу больше, ужесточить стандарты технологического оборудования, обеспечивающего безопасность и охрану труда в шахтах. Нужно и разрабатывать, и использовать только самое современное, новейшее, отвечающее сегодняшним требованиям оборудование, которое нельзя, выражаясь местным сленгом, ни затупить, ни выключить, ни испортить».

Наконец, по словам председателя правительства, должна быть повышена и экономическая ответственность собственников. «То, что сегодня делают собственники на «Распадской», – это большая социальная программа, но в значительной степени это их добрая воля, а должны быть обязательства, включающие и использование страховых инструментов», – сказал Владимир Путин. Кроме того, он рекомендовал работодателям совместно с профсоюзами внести в существующее федеральное соглашение отраслевое изменение по тарифным ставкам, которые обеспечили бы рост условно-постоянной части заработной платы до 70 процентов как минимум. «Эти меры должны повысить защищённость шахтёров, работающих на подземных работах, и минимизировать мотивацию шахтёров добиваться повышения добычи любой ценой, пренебрегая безопасностью и рискуя жизнью», – считает премьер.

Газета «Кузбасский рабочий», которая в эти дни пристально следила за событиями в Междуреченске, с горечью отмечает, что с предложениями Путина не поспоришь – всё по делу. Однако об этом годами говорили, кричали и сами горняки, и профлидеры, и специалисты в области охраны труда. «Особенно громкой и в то же время глубокой была дискуссия после трагедии на «Ульяновской» и «Юбилейной» (аварии произошли в 2007 году. – Прим. «СЭ»). Тогда казалось, что будут приняты серьёзные, кардинальные решения. Но потребовалось ещё три года и несколько десятков смертей, чтобы власть наконец поняла, что дальше медлить нельзя».

Когда гром грянул, перекрестились и в Государственной Думе: председатель Комитета по энергетике Юрий Липатов провёл совещание по поводу внесения изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» и Закон Российской Федерации «О недрах». Как пишет «Российская газета», законопроект с этими изменениями был внесён в Госдуму ещё в мае 2008 года, однако профильный комитет посчитал документ несовершенным и спустя год, в апреле 2009-го, отправил на доработку. 

Теперь газета цитирует Липатова, который заявил, что авторы, в списке которых депутаты и сенаторы, доработали свой текст на 90 процентов и «в ближайшие дни он должен быть представлен к первому чтению». «Настоящий проект федерального закона направлен на стимулирование мероприятий по обеспечению безопасности осуществления горных работ посредством проведения обязательной дегазации при добыче угля подземным способом», – уточнил председатель комитета. Он уверен, что «оперативная доработка и принятие законопроекта повысит эффективность организации производственного процесса на предприятиях угольной промышленности, усилит ответственность работодателей и снизит вероятность возникновения взрывов и аварий на угольных шахтах, сопровождаемых большим числом человеческих жертв».

Вместе с тем депутаты Госдумы заявили, что пока не собираются проводить собственное расследование причин трагедии на шахте «Распадская». На таком расследовании настаивали представители фракций «Справедливая Россия» и КПРФ, однако единороссы сочли, что нужно дождаться результатов работы правительственной комиссии, которая занимается расследованием. Вице-спикер нижней палаты парламента Олег Морозов не исключил, что Дума может вернуться к этому вопросу, если предложение о парламентском расследовании будет внесено депутатами официально. «Есть соответствующая процедура. Если она будет реализована, если будет инициатива, мы её рассмотрим», – обещал Морозов.

Как обычно, не обошлось и без традиционно российских коллизий. На совещании премьер Владимир Путин обрушился с критикой на Игоря Волкова, директора шахты «Распадская», заметив, что Ростехнадзор четырежды обращался в суд с иском о дисквалификации Игоря Волкова за нарушения в работе шахты. «Реакция нулевая! – возмутился Путин. – Несмотря на аварию на шахте, гражданин Волков и сейчас работает, и в зале вместе с вами сидит». 

Как ни странно, Волков после совещания не был арестован. Более того, «Интерфакс» сообщил со ссылкой на представителя Распадской угольной компании Галину Ковальчук, что руководство шахты «Распадская» не будет увольнять директора шахты Игоря Волкова. Однако уже на следующий день всё стало на свои места. 19 мая пресс-служба компании сообщила, что Волков получил расчёт и у него отключён телефон, а на вопрос, с какой формулировкой оставил свой пост руководитель шахты, в пресс-службе ответили: «Пишите так: уволен», – сообщает «Российская газета».

Ещё через два дня, 20 мая, Следственный комитет при прокуратуре РФ сообщил, что бывшему директору угольной шахты «Распадская», в результате аварии на которой погибли десятки человек, предъявлены обвинения в нарушении техники безопасности, повлёкшем по неосторожности смерть двух и более лиц, и он находится под подпиской о невыезде.

В обзоре использованы материалы «Российской газеты», «Кузбасского рабочего», агентств «Интерфакс» и журнала «Энерго-info»

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры