издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Заработать на экологии

Одна из статей Киотского протокола позволяет бизнесу заработать на снижении выбросов углекислого газа в атмосферу. Механизм прост – те, кто сократил эмиссию ниже установленной нормы, могут продать квоту на выброс тому, кто с этой задачей не справился. В Иркутской области воспользоваться этим правом имеют возможность как минимум три компании – ОАО «Иркутскэнерго», ООО «Иркутская нефтяная компания» и Группа «Илим». Если они реализуют свои планы, выбросы двуокиси углерода в атмосферу сократятся более чем на 16,6 млн. тонн. А сами компании смогут заработать на этом более 200 млн. евро.

Страны-участницы Киотского протокола, напомним, обязались в 2008–2012 годах сократить выбросы парниковых газов до уровня 1990 года. А в шестой статье этого документа предусмотрен механизм торговли квотами на эмиссию парниковых газов. Иными словами, в случае сокращения объёмов выбросов парниковых газов ниже  зафиксированных в протоколе страна, ратифицировавшая его, может продавать так называемые единицы сокращения выбросов (ЕСВ эквивалентна одной тонне углекислого газа) тем, кто не выдерживает установленные для них лимиты. Как пояснил начальник управления по стратегии ОАО «Иркутскэнерго» Дмитрий Шумеев, Россия в настоящее время находится в числе «продавцов». В соответствии с утверждённой в 2009 году правительством РФ национальной процедурой для реализации проектов сокращения выбросов необходимо получить одобрение Министерства экономического развития РФ. Ведомство утверждает проекты по снижению выбросов СО2, которые российские компании подают на проводимый  оператором углеродных единиц – Сбербанком России – конкурс. Первый такой конкурс на распределение 30 млн. единиц сокращения выбросов банк объявил в феврале 2010 года. И среди его участников оказались «Иркутскэнерго» и Группа «Илим», реализующие киотские проекты в Иркутской области. 

Гидроэнергетический эффект

«Иркутскэнерго» сокращает выбросы в атмосферу за счёт замены шести рабочих колёс на Братской ГЭС. Новое оборудование с более высоким КПД приведёт к увеличению выработки электроэнергии на ГЭС, что позволит снизить генерацию на теплоэлектростанциях. И, соответственно, сократить количество сжигаемого на них угля, дающего выбросы двуокиси углерода. По оценкам специалистов компании, до конца 2012 года эмиссия этого газа сократится почти на 4,01 млн. тонн. Цена такого сокращения – 580 млн. рублей, которые пошли на замену рабочих колёс. 

Работы на Братской ГЭС начались ещё в 2004 году. Уже смонтированы пять новых колёс, последнее заменят до конца 2010 года. «Так что если речь идёт об инвестиционном проекте, то он уже по большей части реализован, – заметил Дмитрий Шумеев. – А если говорить о киотской составляющей, то мы прошли первоначальную фазу». То есть была подготовлена проектная документация, сам проект прошёл независимую международную экспертизу, состоялась верификация (подтверждение. – «СЭ») сокращения выбросов за 2008 год. «Иркутскэнерго» подало заявку в Сбербанк.

Предполагалось, что экспертиза проектов, поданных на конкурс, завершится 7 мая. Однако, как рассказал Дмитрий Шумеев, результаты неизвестны до сих пор. «Их должны утвердить на совещании в Сбербанке», – сказал он. Затем последует окончательное утверждение проектов Министерством экономического развития РФ и кампания по заключению договоров купли-продажи ЕСВ, верификация сокращения выбросов и передача ЕСВ между контрагентами. Сколько на этом заработают российские компании, зависит от цены единицы сокращения выбросов, которая не является постоянной. «Это биржевой товар», – напомнил Дмитрий Шумеев. Если исходить из текущей цены на Европейской климатической бирже, которая составляет около 12,5 евро за ЕСВ, то «Иркутскэнерго» может заработать примерно 50 млн. евро. 

Нефтяной уникум Заработать на продаже ЕСВ голландской Stitching Carbon Purchasing Intermediary планирует также Иркутская нефтяная компания, вернее, её дочерняя структура – ОАО «УстьКутнефтегаз». Однако пока ИНК не участвует в конкурсе Сбербанка – сейчас проект только проходит независимую экспертизу, которая должна завершиться в конце мая – начале июня. После этого начнётся подготовка документов к следующему конкурсу на распределение ЕСВ. Тем не менее уже сейчас ИНК намерена добиться значительного снижения выбросов СО2 за счёт закачки в пласт попутного нефтяного газа на Ярактинском нефтегазоконденсатном месторождении. Это один из первых проектов в России, предполагающий использование сайклинг-процесса в промышленных масштабах. Аналог ему реализует только «Роснефть» на Ванкорском нефтегазоконденсатном месторождении в Красноярском крае. 

Как сообщили в пресс-службе ИНК, решение о реализации проекта по обратной закачке газа в пласт было принято при разработке программы по освоению Ярактинского месторождения. Он разделён на две очереди, первая из них делится на два этапа. Подготовительные работы к реализации первого этапа начались в 2007 году, а после того, как Европейский банк реконструкции и развития (акционер ИНК с 2008 года. – «СЭ») 31 марта 2009 года подписал с ИНК соглашение о выделении кредита в 90 млн. евро, началось строительство инфраструктуры для сайклинг-процесса. Была закуплена первая компрессорная установка, позволяющая закачивать 1 млн. куб. м газа в год. В дальнейшем ИНК приобретёт ещё пять установок. Кроме того, к настоящему времени проложен блок входных ниток, по которым газ из скважин будет поступать на установку комплексной подготовки газа. Вдобавок  возведены энергокомплекс мощностью 10 МВт и повышающая трансформаторная подстанция, также построен нагнетательный газопровод от УКПГ до 19-й скважины. Сейчас возводятся блок подготовки газа для собственных нужд, факельная площадка, установка получения и хранения азота, монтируются резервуары для противопожарного запаса воды. Параллельно проводятся пусконаладочные работы и испытания оборудования, которые должны завершиться летом 2010 года. А снижение выбросов двуокиси углерода, согласно проектной документации, начнётся с июля следующего года. 

Первая очередь проекта обойдётся ИНК примерно в 4 млрд. рублей, из которых 1,5 млрд. компания уже израсходовала. За время действия Киотского протокола, срок которого истекает в конце 2012 года, выбросы СО2 сократятся чуть более чем на 708 тыс. тонн. А в последующие восемь лет они снизятся ещё на 9,206 млн. тонн. Не исключено, что подобного сокращения выбросов ИНК добьётся и на других месторождениях – вопрос о применении на них сайклинг-процесса руководство компании может рассмотреть в случае успешной реализации проекта на Ярактинском месторождении. 

Лесопромышленники экономят тепло

Группа «Илим», в свою очередь, представила на конкурс Сбербанка сразу три проекта. Один из них – утилизация кородревесных отходов на Усть-Илимском лесопромышленном комплексе – был реализован в 2001–2002 годах. Тогда был реконструирован один из низкоэффективных котлов, стоимость работ составила 2,94 млн. долларов. В результате удалось увеличить отпуск тепловой и электрической энергии от собственной ТЭС и снизить потребление тепла, поставляемого с Усть-Илимской ТЭЦ. Согласно конкурсной документации, благодаря этому выбросы двуокиси углерода в 2008–2012 годах сократятся на 612,59 тыс. тонн. 

На Усть-Илимском ЛПК также внедряются теплообменники для утилизации вторичного тепла стоков отбелки целлюлозы. Это позволяет снизить потребление тепловой энергии Усть-Илимской ГЭС на производственные нужды. Соответственно, энергоисточник сжигает меньше угля и выбрасывает в атмосферу меньше парниковых газов. Только за 2008–2012 годы их эмиссия должна сократиться на 741,271 тыс. тонн. Изначально на ЛПК были установлены четыре узкоканальных теплообменника, но из-за того, что они забивались смолой и лигнином, их было решено заменить на ширококанальные. Первые из них были введены в эксплуатацию к концу 2008 года, оставшиеся установят в нынешнем году. Обойдётся это компании в 5,65 млн. долларов. 

Группа «Илим» также планирует на 1,391 млн. тонн снизить выбросы углекислого газа на Братском целлюлозно-картонном комбинате. На этом предприятии было решено утилизировать высоковлажные отходы биомассы для производства тепловой и электрической энергии на собственные нужды, что потребовало комплексной модернизации всего энергетического хозяйства. В частности, в 2000–2010 годах были реконструированы котлы на технологической электростанции и модернизирована тепловая схема ТЭС. Объём инвестиций в проект составил около 30,2 млн. евро. 

Спрос на выброс

Помимо проектов из Иркутской области в конкурсе Сбербанка рассматриваются 35 заявок. Среди компаний-участниц есть ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ММК», ОАО «СУЭК», ОГК-4, ОГК-5 и т. д. Суммарный объём сокращения выбросов в них превышает 75 млн. тонн, тогда как лимит конкурса составляет лишь 30 млн. единиц сокращения выбросов. При этом конкуренция между участниками конкурса весьма высока – все поданные проекты составлены очень качественно и в высокой степени готовы к реализации. А по подсчётам Минэкономразвития, в России в целом существуют проекты, предусматривающие сокращение выбросов более чем на 100 единиц. Очевидно, что лимит конкурса недостаточен, к тому же некоторые эксперты полагают, что сам этот механизм излишен – во всех странах, кроме России, конкурсного отбора не существует, компании напрямую получают одобрение государства на реализацию проектов по сокращению эмиссии. 

Между тем срок действия Киотского протокола истекает в 2012 году. С этого момента существующая система квотирования перестанет действовать, и не исключено, что правительства сами будут торговать квотами на выброс, а деньги от государства получат те компании, в проектах которых будет наименьшая цена за углеродную единицу. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры