издательская группа
Восточно-Сибирская правда

С поправкой на реалистичность скорректирована Генсхема размещения объектов электроэнергетики

  • Автор: Евгений МИХАЙЛОВ

Правительство РФ в основном одобрило скорректированную Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2030 года. Как сообщает пресс-служба Министерства энергетики РФ, такое решение было принято на заседании президиума правительства 3 июня 2010 года. Новый вариант Генсхемы построен на более осторожном прогнозе прироста электропотребления в России и содержит менее амбициозные планы по вводу генерирующих мощностей. В целом он выглядит более реалистично, нежели старый документ, который специалисты воспринимали неоднозначно.

Главное отличие новой Генсхемы состоит в том, что горизонт планирования в ней продлён на 10 лет (прежняя была рассчитана до 2020 года). Среднегодовой темп прироста электропотребления снижен до 2,2% в базовом и 3,1% в максимальном варианте. В прежней редакции эти показатели составляли 5,1% и 4,1%. «Эти цифры были сильно завышены, видимо, из политических соображений – работу над Генеральной схемой курировало РАО ЕЭС, – заметил директор Института систем энергетики имени Л.А. Мелентьева СО РАН Николай Воропай. – Их критиковали специалисты, мы тоже высказывались по этому поводу». 

Шаг в сторону реализма 

Вследствие корректировки прогноза по приросту снижен прогнозный уровень электропотребления: к 2020 году в базовом варианте, как ожидают авторы новой Генсхемы, он составит 1288 млрд. кВт-ч вместо ранее предусмотренных 1710 млрд. 

А к 2030-му потребление электричества достигнет 1553 млрд. кВт-ч. Снижением прогнозного электропотребления, по словам нашего собеседника, объясняется также сокращение объёмов ввода новых генерирующих мощностей. Например, к 2020 году предполагается ввести новые энергоисточники общей мощностью 78 ГВт (ранее – 186,1 ГВт), а к 2030-му – 173 ГВт. Львиная доля – 112,1 ГВт – придётся на тепловые электростанции, доля АЭС составит 43,4 ГВт. Запланирован ввод ГЭС общей мощностью 11,8 ГВт и электростанций мощностью 6,1 ГВт, использующих возобновляемые источники энергии.

«Указанный объём вводов генерирующих мощностей позволит также реализовать задачу модернизации электроэнергетической отрасли, основная идея которой состоит в выводе из эксплуатации устаревшего генерирующего оборудования с заменой его на новые современные образцы», – сказано в пресс-релизе Министерства энергетики РФ. Что касается модернизации, то к 2030 году предполагается демонтировать 67,7 ГВт генерирующих мощностей. А в случае активного обновления электроэнергетики, если будет выводиться оборудование на газе старше 50 лет и находящееся на консервации более одного года оборудование, предусмотрен демонтаж 118,3 ГВт. За счёт модернизации генерирующих мощностей предполагается повысить эффективность ТЭС. Обновление электросетевого комплекса должно привести к снижению потерь электроэнергии в сетях с 12% в 2010 году до 8% в 2030-м. 

Объёмы строительства сетевой инфраструктуры, несмотря на сокращение ввода генерирующих мощностей, увеличены. Так, за двадцать лет протяжённость сетей с напряжением 330 кВ и выше должна возрасти практически в два раза и составить 

108 тыс. км. Трансформаторная мощность увеличится до 330 тыс. МВА. Как пояснил Николай Воропай, одной из причин такого роста является необходимость обеспечить работу рынка электроэнергии. «В условиях рынка любой крупный потребитель должен иметь возможность заключить контракт, условно говоря, с любым генератором», – сказал он, добавив, что полностью избежать сетевых ограничений всё же не удастся. Кроме того, реализация заложенных в Генеральной схеме планов должна обеспечить надёжное электроснабжение потребителей, что, в свою очередь, требует развития сетей. 

Инвестиции поровну 

Для того чтобы они были реализованы, требуется 20 трлн. рублей: 9,8 трлн. рублей на энергоисточники и 10,2 трлн. на сети. Как полагает Николай Воропай, атомная энергетика, гидроэнергетика и сетевое хозяйство вправе «рассчитывать на государственные инвестиции». А в строительстве ТЭС, по его выражению, «есть надежда на частных инвесторов». Однако наравне с привлечением бизнеса в эту сферу необходимо проработать механизм гарантирования инвестиций, который позволил бы частным компаниям страховать различные экономические риски вроде инфляции. «Мы сразу говорили, что нужны и некоторые адаптационные действия со стороны государства, – добавил директор Института систем энергетики. – То есть на тот случай, если рыночные механизмы в части привлечения инвестиций неэффективны, должен быть государственный фонд, который позволял бы вводить недостающие мощности». Одним из них является Инвестиционный фонд РФ, на финансирование  из которого, например, рассчитывает Иркутская электросетевая компания, предложившая свои корректировки в Генсхему. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры