издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Зима как стихийное бедствие

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Более 90% резервного фонда областного правительства в прошлом году было использовано с нарушениями, сообщила во вторник на заседании комиссии по контрольной деятельности регионального парламента аудитор Контрольно-счётной палаты Иркутской области Ирина Веретковская. Деньги были потрачены на помощь муниципалитетам для подготовки к отопительному сезону и погашение кредиторской задолженности. В региональном правительстве не считают эти расходы нецелевыми – нужно было спасать коммуналку муниципалитетов, где подготовка к зиме была под угрозой срыва. Тем не менее депутаты рекомендовали правительству области усилить контроль за использованием средств резервного фонда, а профильным министерствам – устранить нарушения.

Аудиторская проверка, о которой докладывала на  заседании комиссии по контрольной деятельности Ирина Веретковская, касалась организации финансирования, целевого и эффективного использования средств резервного фонда правительства области за 2009 год. Общая сумма фонда, которая была предусмотрена на прошлый год, – 342,966 млн. рублей, – по словам представителя КСП, была беспрецедентно велика. Так, в 2008 году в фонде было 50 млн. рублей, в 2007-м – 25 млн. рублей, из которых было потрачено только 12 млн. 

Во время плановой проверки КСП выяснилось, что 264 млн. рублей, или 85% общей суммы, было использовано с нарушением законодательства. Ирина Веретковская напомнила, что деньги резервного фонда выделяются строго на ликвидацию последствий стихийных бедствий, других чрезвычайных ситуаций, а также на обеспечение прочих непредвиденных расходов, не предусмотренных областным бюджетом. В прошлом году свыше 90% средств резервного фонда было потрачено на дополнительную финансовую помощь муниципальным образованиям – в основном на подготовку объектов ЖКХ к отопительному сезону 2009-2010 годов, приобретение топлива и погашение кредиторской задолженности муниципалитетов. Средства получили 63 территории, в том числе в Иркутском, Слюдянском, Вихоревском муниципальных образованиях, города Тулун и Байкальск. Последний аудиторы всё же исключили из списка нарушений: «Там сложились действительно непредвиденные обстоятельства, нужно было поддержать город, чтобы он не замёрз», – согласилась Ирина Веретковская. 

Нарушением она назвала и тот факт, что обращения муниципалитетов в правительство за помощью касались мероприятий по подготовке к отопительному сезону, фактически же 87 млн. рублей было использовано на оплату кредиторской задолженности за работы, выполненные в 2008 году. Аудитор подчеркнула, что в бюджете предусмотрены субсидии территориям области как на возмещение разницы в тарифах на коммунальные услуги, так и на подготовку к отопительному сезону и предупреждение чрезвычайных ситуаций, хотя их недостаточно. Именно это и привело к использованию средств фонда таким образом, считают в КСП.  

Из-за долгов перед муниципалитетами за 2008 год во многих территориях подготовка к отопительному сезону оказалась под угрозой срыва, добавил Дмитрий Разумов, заместитель министра жилищной политики области. В этом смысле резервные деньги были использованы, чтобы не допустить чрезвычайной ситуации, поэтому нельзя назвать их нецелевыми, считают в министерстве. Более того, в бюджете не было заложено достаточно средств на подготовку к отопительному сезону. В результате в июне не было понимания источника финансирования. По согласованию с региональным минфином источником выбрали резервный фонд. 

По мнению депутата Заксобрания Евгения Рулькова, формулировка КСП об использовании резерва с нарушениями законодательства слишком мягкая. Он напомнил, что, когда принимался бюджет, КСП высказывала мнение о том, что нет необходимости создавать такой большой резервный фонд, лучше сразу направить эти средства по соответствующим статьям и при формировании бюджета следующих лет нужно избежать таких ошибок. 

Председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Сергей  Курилов пообещал, что механизм наполнения и расходования средств из резервного фонда будет проработан на сессии Заксобрания и станет более прозрачным. «Мы можем по-разному квалифицировать ситуацию, подходит она или нет под определение чрезвычайной, – добавил он. – Но известно, что в прошлом году мы работали в режиме «ручного» управления финансами». Правительству нужно было держать средства в резервном фонде для оперативного управления. По мнению депутата, на тот период эти действия совершенно оправданны.

Комиссия по контрольной деятельности ЗС рекомендовала правительству области усилить контроль за целевым, эффективным и экономным использованием средств резервного фонда, профильным министерствам – устранить нарушения и отчитаться о принятых мерах до 1 июля.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры