издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Тарифный коридор

В 2011 году тарифы на услуги ЖКХ не должны вырасти более, чем на 15%. Такие параметры задаёт для муниципалитетов федеральное законодательство. Как не допустить запредельного роста, обсуждали участники заседания Регионального совета, которое состоялось 16 июля.

В начале 2010 года, когда цены на услуги ЖКХ существенно повысились, правительство России установило предельную величину, на которую могут вырасти тарифы, – 25%. Этот рубеж в Иркутской области преодолели 32 территории, и тарифы в нашем регионе удалось «загнать» в заданный федеральный коридор только к апрелю.

Как рассказал заместитель руководителя службы по тарифам Иркутской области Александр Халиулин, сегодня его ведомство ведёт постоянный контроль стоимости услуг ЖКХ для населения. Муниципальные образования передают в службу нормативно-правовые акты, устанавливающие размеры платежей. На их основе специалисты следят за графиками роста тарифов в каждой территории. Региональные данные вливаются в единую информационную базу данных и анализируются на уровне Федерации.

Ещё один источник информации для анализа – обращения граждан. С начала 2010 года в региональную службу по тарифам поступило 252 обращения, что послужило поводом для проверки 73 организаций, которые предоставляют населению жилищно-коммунальные услуги. В 21 случае сотрудники выявили нарушения законодательства. 10 организаций уже привели свои тарифы к норме и вернули гражданам деньги, полученные незаконно (в сумме получилось 286 тысяч рублей). В отношении пяти компаний возбуждены дела об административных правонарушениях, у остальных организаций срок устранения нарушений ещё не истёк.

По словам Александра Халиулина, особе внимание специалисты службы по тарифам уделяют разъяснительной работе – работает телефон «горячей линии». Каждый житель области может позвонить по номеру в Иркутске 33-56-26 и задать любой вопрос, касающийся квартплаты. Если дать ответ по телефону невозможно, человек может обратиться в письменной форме – отправить письмо по почтовому адресу службы либо задать свой вопрос через сайт ведомства. Здесь же публикуются ответы на часто задаваемые вопросы посетителей интернет-ресурса. Кроме того, желающие могут прийти на личный приём к специалистам службы.

Губернатор Дмитрий Мезенцев попросил Александра Халиулина ненадолго прервать своё выступление, чтобы проверить, работает ли названная им «горячая линия». 

Со своего сотового телефона заместитель руководителя службы набрал номер, через несколько секунд ему ответили. Александр Халиулин представился и спросил, много ли поступило в этот день вопросов. Сотрудница ответила, что пока никто не позвонил, днём раньше был один звонок.

– Один звонок в день – это мало, – отметил губернатор Дмитрий Мезенцев. – Это значит, что люди не знают об этом телефоне.

Глава региона обратился к журналистам, присутствующим на заседании, и попросил их опубликовать номер телефона «горячей линии», чтобы им могли воспользоваться все, у кого есть вопросы по своей квартплате.

Министр жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области Пётр Воронин рассказал, каким образом в муниципалитетах завышают плату для граждан. Люди, у которых не установлены счётчики учёта потребления ресурсов, платят по установленным в городе или районе нормативам. Чем выше норматив, тем больше нужно будет заплатить. Есть территории, где нормативы потребления в десять раз превышают средние показатели расхода на одного человека.

Существует ещё один перекос в формировании тарифов. Разницу между экономически обоснованными тарифами и стоимостью для населения по водоотведению и водоснабжению возмещают муниципальные образования, а те же самые расходы по горячей воде несёт областной бюджет. При этом то, какой процент из реальной стоимости услуг будет оплачивать население, а какой возместит область или органы местного самоуправления, решают территории. В итоге получается, что муниципалитеты стараются стоимость оплаты за холодную воду максимально возложить на потребителей, а за горячую воду – на областной бюджет. При такой системе регион возмещает 92% стоимости горячей воды для населения, хотя в прошлом году этот показатель не превышал 50%.

Воспользовавшись случаем, Пётр Воронин обратился к главам муниципальных образований. Он убеждён, что значительное повышение тарифов для населения недопустимо, но и минимальная стоимость тоже не благо. У государства есть достаточно эффективные механизмы защиты малоимущих граждан. Раньше субсидию на оплату услуг ЖКХ получали семьи, 22% доходов которых уходило на квартплату, теперь планка снижена до 16%. Поэтому министр попросил руководителей муниципалитетов при формировании тарифов соблюдать баланс.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры