издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Феерия сценических талантов

  • Автор: Александр ПОЛЕВОЙ, г. Ангарск, для «Восточно-Сибирской правды»

Хорошая традиция выпестовывается веками. Иногда достаточно десятилетия, чтобы она не только обрела чёткие формы, но и явно доказала свою жизненную необходимость. Именно так и случилось с ольхонским фестивалем любительских театров «Сибирская рампа», рождённым в 2000 году. А уже в этом году он открыл свой одиннадцатый сезон и был посвящён теме «Что стоит за текстом?». Фестиваль приобрёл статус международного, в разные годы принимал гостей и сподвижников по сцене из Вильнюса, Риги и Львова, из Германии и Польши, Италии и Японии.

И в этом году, несмотря на финансовый сумбур, царящий по всей России, в ольхонскую столицу Хужир съехались театралы и режиссёры-наблюдатели из Иркутска, Ангарска, Красноярска, Челябинска, Кемерова, Екатеринбурга, Боготола, Костромы. Они приехали в очередной раз поделиться опытом своей работы, пройти через мастер-классы профессионалов сцены, московских педагогов РАТИ-ГИТИСа, обменяться мнениями о сегодняшнем состоянии любительского театра.

Детский сезон

Для эффективности работа фестиваля-лаборатории разделена на сезоны – детский и взрослый. Ребёнок-актёр – это постоянно меняющийся мир восприятия, реакции и проявления себя. Он требует особого отношения и со стороны режиссёров, и со стороны педагогов, проводящих мастер-классы. В роли последних в этом году выступали преподаватели Российской академии театрального искусства Олег Волынцев и Татьяна Тарасова. Уроки сцендвижения и работы с куклой давал и широко известный в нашем регионе Валерий Кирюнин, главный специалист по любительским театрам ОЦНТиД Иркутска.

Сезон стартовал постановкой ангарского театра «Чуфело». Здесь забавно, но трепетно переплетались сказочно-кукольный сюжет и открытая для зрителя работа актёров. Следом «Огонёк» из Пивоварихи инсценировал «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери, поставленного примерно в том же стиле «люди-куклы». И в спектакле как взрослым, так и юным актёрам удалось удержать и показать зрителям истинно гуманистический накал повести-сказки. Чуть позже тулунские актёры из «Домовёнка» не только работали за ширмой, но и вывели на прямое общение с залом некую сказительницу с моралью житейской добродетели. Но кто, где и когда постановил, что добро должно звучать на сцене лишь символической нотой?

А началась театральная мозаика с панно ангарских дошкольников из театра «Канителька». Пожалуй, это первый в истории нашей губернии случай, когда не родители везут детей на пикник, а дети вовлекают пап и мам в своё серьёзное дело. Фестиваль с появлением театра Николая Щербакова, художественного руководителя и режиссёра коллектива, явно помолодел, а постановка «Лягушачьи фантазии» с хореографическими решениями в жёстком стиле и пламенным речитативом была восторженно принята зрителем.

«Волк на дереве» студийцев ангарского «Факела» тоже был принят публикой тепло. Опять же ангарская «Бурёнка из Маслёнкино» театра-студии «Родничок», построенная в форме мюзикла с фольклорными переливами на мультяшную тему, вызвала у многих взрослых ностальгию по деревенскому детству.

Эстафету на сцене приняли юные артисты из Красноярска с пьесой «Записки выдающегося двоечника» и читинский «Вокзалъ» со сказочным шоу «Сказки цветущей сакуры». Были другие театры и постановки, но газетный формат диктует свои условия изложения…

Лауреатами сезона стали забайкальцы, благодаря опросу публики получившие также приз зрительских симпатий. Свои призы и статус лауреата заработали также ангарчане из «Родничка» и «Огонёк» из Пивоварихи. А Николай Щербаков ко многим своим лаврам добавил и полученный титул «театрального папы Карло».

Сценическое братство

Пришла пора скрестить клинки студенческого и более взрослого состава. Хотя, признаем сразу, мечи были по-театральному бутафорские, а то и картонные, что проявлялось в обсуждениях спектаклей у ночных костров в палаточном таборе фестиваля. Спортивных настроений не было. Скорее, царила аура творческого поиска.

Новаторским или оригинальным сценическим действом блеснули «Галёрка» и «АПрель» из Екатеринбурга, «Профиль» из Челябинска и «Раёк» из Кемерова. Изящно и пластично проявили себя кузбасский «Карман» и народный театр станции Буй Костромской области, омская «Карусель» под руководством Натальи Козловской.

Но мы остановимся прежде всего на работах наших земляков из Прибайкалья. Именно они позволили профессору РАТИ Михаилу Чумаченко назвать Приангарье нынешней Меккой любительской сцены России. Назвать заслуженно и выверенно по множеству параметров. «Предместье» из иркутского политеха представляло инсценировку чеховских рассказов. Оказывается, и нынешняя молодёжь понимает классический юмор и презирает житейское хамство, хамелеонство и денежный беспредел. Учебный театр «Аlter homo» из педколлежда Иркутска обратился к творчеству Федерико Гарсия Лорки. 20-летний режиссёр Илья Гайда поставил спектакль, фонтанирующий философскими знаками в декорациях недостроенного сарая, с героями в белых одеждах, изъясняющимися ровными голосами в едином темпе речи, что не помешало пьесе закончиться трагедией. «Эксперимент», также представлявший столицу Приангарья, инсценировал сказочную повесть немецкого автора Михаэля Энде «Момо». И здесь вовсю звучали философские мотивы, нагружающие современную жизнь. Мы перестали друг друга слушать и слышать, тратить время на проявление любви к собственным детям, жить полноценной духовной жизнью. И пусть сюжет постановки был многократно перекручен и перенасыщен странными монологами, но сам спектакль явно демонстрирует ещё не проявленные силы иркутской любительской сцены.

Поразил и одновременно заставил глубоко задуматься над жизнью спектакль усть-ордынского «Гротеска», поставленный по повести Михаила Рощина «Эшелон». Привезти с собой полста человек, выпускать на сцену в определённых картинах до тридцати при прекрасно организованном сценическом пространстве удаётся не каждому режиссёру. У Надежды Сафоновой это получилось. Спешно эвакуированное детско-женское скопление столыпинского вагона живёт в бытовых ссорах и высоких переживаниях, но главное – в единстве перед бедой воюющей страны. И в нём обретается истина: без веры в новую жизнь мы все погибнем.

С лёгкой комедией Робина Хоудона «Шикарная свадьба» выступил нижнеудинский «Экспромт». Добротная работа с хорошо поставленной пластикой и отверенной реакцией на смену ситуаций дала понять зрителю: мы умеем не только философствовать, но и смеяться над своими и чужими огрехами.

Буквально на следующий день театралы увидели серьёзнейшие работы ангарских режиссёров Тагира Хамитова и Александра Кононова, возглавляющих «Родничок» и «Факел».

«Последняя капля» «Родничка», поставленная по мотивам пьесы Виктора Розова, только антуражем времени в костюмах и декорациях выстроена на советской эпохе. Что заставляет девочку-старшеклассницу требовать отставки директора фабрики, оскорбляющего её отца, заставляющего его страдать и уходить от производственных проблем в пьянство? Любовь. Как к отцу, так и к истине, к достоинству человека, «знающего наизусть пол-Пушкина». А «Праздник», ставший последней каплей? Дочь, получившая звание кандидата наук, отсылает с застолья мать с отцом, дабы не мешали пирушке сослуживцев по науке. Застолье заканчивается трагедией и обращением актёров к публике через песню Булата Окуджавы. Высочайший нравственный накал спектакля был тут же отмечен зрителем, но, как заметил на обсуждении профессор Чумаченко, «такие синусоиды правды стали сложны для восприятия. Как сегодня показать, что правильно, а что неправильно?».

«Утренняя жертва» «Факела» осветила перед зрителями проблему: если жертвовать во имя великой общественной истины собственной жизнью, то стоит ли разбираться в смысле этой истины? Оказывается, стоит. Как во времена ацтеков, так и в другие эпохи цивилизации.

Впечатления

Вот уже подведены итоги. Лауреатами стали екатеринбургская «Галёрка», ангарский «Факел» и омская «Карусель». Но впечатления от фестиваля «Сибирская рампа – 2010» намного шире и глубже признания официального лауреатства. И тут лучше «дать микрофон» самим авторам мнений.

Валерий Кирюнин, г. Иркутск: «Что особенно вдохновляет: на каждом фестивале – новые коллективы, готовые к учёбе, желающие учиться и играть».

Олег Волынцев, г. Москва: «Здесь проявился другой формат – дикого ландшафта, что создало впечатление эксперимента. Легко приживаются новички, вонзаясь в творческий круг. Идёт игра без фальши, а в срезе юной среды открывается творческая дерзость».

Татьяна Тарасова, г. Москва: «На Ольхоне каждый коллектив запоминается по-своему. А энергетика фестиваля может вдохновить только на творчество, добрые эмоции и собственные открытия».

Сергей Сергеев, г. Кемерово: «Этот фестиваль для нас – открытие новых вершин духовной свободы в болотных испарениях бытового существования. Виват Ольхон!».

Галина Пальчик, п. Магистральный: «Десять лет я на фестивале, и каждый год – свежая сцена, встречи как со старыми друзьями, так и с новыми побратимами по искусству. И, что особенно привлекает, идёт постоянная учёба мастерству, что крайне существенно для российской провинции».

Можно привести ещё с десяток восторженных мнений, но мы вспомним одно давнее, принадлежащее одному из кураторов фестиваля, народному артисту СССР Юрию Михайловичу Авшарову, которого вот уже полгода нет с нами: «Ольхонский фестиваль – это атмосфера соборности, красоты дела, которому ты служишь. Это чувство общности и цементирующая сила, в которой завязаны, к счастью, молодые люди. Так что… ребята, будем жить!».

Будем жить. С благодарностью к подвижникам и организаторам фестиваля: режиссёрам Александру Кононову и Тагиру Хамитову, ОЦНТиД, министерству культуры и архивов Иркутской области и Союзу театральных деятелей России, а также профсоюзу работников атомной энергетики и промышленности и ангарскому ДК «Современник», ко всей общественности любительской сцены Приангарья.

Жить. В ожидании сезона-2011.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры