издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ефим Куимов: «Мы учитываем интересы всех участников рынка»

Российские власти в конце лета заявили о том, что рост тарифов на газ, тепло и коммунальные услуги для населения не превысит 15%. Для остальных потребителей приближающийся 2011 год означает переход на рыночные цены на электроэнергию. Но этим реформа электроэнергетики не ограничивается: с 2014 года на рынок должно «выйти» население, к тому же в ближайшие годы экономические механизмы будут действовать для самих энергетиков. О будущих нововведениях и более близкой перспективе – ожидаемых тарифах на 2011 год – «Сибирскому энергетику» рассказал начальник экономического управления ОАО «Иркутскэнерго» Ефим Куимов.

– Не так давно были обнародованы предельные уровни роста тарифа на электрическую и тепловую энергию для населения на 2011 год. Можете ли вы спрогнозировать, насколько подорожает электричество в следующем году в абсолютных цифрах?

– На самом деле, ни со стороны Федеральной службы по тарифам, ни со стороны областных властей прогнозы ещё не представлены. Есть заявки по увеличению, но они, как правило, корректируются при принятии решения. При этом позиция федерального центра – рост тарифа для всех категорий потребителей на электроэнергию должен составлять не более 15%. Мне кажется, что в каких-то регионах этот рост должен быть выше, в каких-то – ниже, но если судить по тому, как исполняются решения правительства РФ, то это ограничение будет действовать в целом по стране. Необходимо отметить, что оно касается только регулируемой части тарифа, в отношении нерегулируемой всё будет зависеть от рынка, объёмов спроса и предложения.

Если учитывать, что рост тарифа для населения ограничивается 15%, то при нынешней цене в Иркутской области в 62 копейки за киловатт-час, в следующем году тариф может составить около 71 копейки. Но это, опять же, на усмотрение региональной службы по тарифам.

– При этом он всё равно останется самым низким в России?

– Однозначно, самым низким.

– Неизбежен ли рост тарифов и почему это происходит? 

– Неизбежен. Это зависит от инфляции. Она приводит и к росту затрат на топливо, и к увеличению инфраструктурных платежей (мы ведь платим Системному оператору, Администратору торговой системы), и к повышению заработной платы, которое тоже происходит в силу инфляции. Плюс к тому есть инвестиционные программы, которые необходимо реализовывать на территории Иркутской области. Но надо понимать, что если их реализация сегодня приводит к росту тарифов для потребителей, то завтра – к увеличению потребления энергии в регионе, к развитию промышленности, к созданию дополнительных рабочих мест.

– По этой причине в 2010 году в тарифах как «Иркутскэнерго», так и других компаний была учтена инвестиционная составляющая. Произойдёт ли то же самое в 2011 году?

– Надеюсь, что да. На 2011 год ОАО «Иркутскэнерго», ОАО «ИЭСК» подали заявки в региональную и федеральную службы по тарифам на включение в тарифы инвестиций. Данная инвестиционная программа содержит традиционные направления: это программа обеспечения надёжности и программа развития как генерирующей инфраструктуры, так и сетевой. 

– О каких суммах идёт речь в этих заявках?

– О суммах говорить рано, мы пока только подали свои расчёты. В соответствии с 977-м постановлением правительства РФ (об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики. – «СЭ») в Министерство энергетики России были заявлены инвестпрограммы по «Иркутскэнерго» и по Иркутской электросетевой компании. На сегодняшний момент происходит согласование этих программ. Что касается «Иркутскэнерго», пока этот процесс остановился на уровне Минэнерго, согласование с другими ведомствами ещё не началось. В случае с Иркутской электросетевой компанией процедура несколько ускорена, потому что там возможен переход на RAB-регулирование (метод доходности инвестированного капитала – система формирования долгосрочных тарифов, призванная привлечь дополнительные инвестиции в развитие электрических сетей, которая поэтапно вводится на территории субъектов РФ в 2010–2012 годах). Её согласование уже проходит в различных ведомствах – ФСТ, МЭР, региональных органах исполнительной власти, СО ЦДУ. В случае, если ИЭСК с 2011 года осуществит переход на RAB-регулирование, влияние самой инвестпрограммы Иркутской электросетевой компании на тарифы 2011 года составит 0%.

– Чем это обусловлено?

– При переходе на RAB-регулирование происходит сглаживание роста тарифа. Рост тарифа передвигается на более поздний срок, то есть возврат капитала будет позже. Так что, когда мы делали расчёты тарифов на 2011 год, оказалось, что влияние инвестпрограммы сетевой компании на тарифы нулевое.

– Какие расходы содержатся в инвестпрограмме «Иркутскэнерго»? 

– В программе значатся мероприятия, направленные на повышение надёжности и обеспечение бесперебойного энергоснабжения потребителей, а также экологической безопасности производства. Это реконструкция тепловых сетей, трансформаторного оборудования, золошлакоотвалов на ТЭЦ, модернизация и замена оборудования электростанций.

– С 1 января 2011 года все юридические лица должны будут платить за электроэнергию по рыночным ценам. В какой степени это скажется на цене для них?

– Сегодня юридические лица оплачивают электроэнергию как по регулируемым тарифам (20% с 1 июля 2010 года. – «СЭ»), так и по нерегулируемым. С 1 января регулирование в отношении платы за услугу по передаче остаётся, регулирование сбытовой надбавки также сохраняется. Полностью нерегулируемой будет только цена покупной электроэнергии, которую сбытовая компания приобретает на оптовом рынке для продажи прочим потребителям на розничном рынке, к которым относятся юридические лица.

– Есть ли прогноз, насколько для них подорожает электроэнергия?

– Мне трудно сказать, всё зависит от рынка. Рынок может и не увеличить эту плату. Ещё раз повторю, регулируемая часть будет расти примерно на 15%. В среднем тарифе она составляет около 50%, остальное государство не регулирует. Как поведёт себя рынок, предсказать сложно: здесь всё зависит от спроса и предложения. Кроме того, в 2011 году вступает в силу новый рынок мощности. Там свои правила, достаточно сложные, так что сказать, какие будут цены на нём, я пока затрудняюсь.

– Что представляет из себя рынок мощности, на что направлено его создание?

«Постепенно нужно приходить к тому, что мы будем платить за электроэнергию столько, сколько она стоит на самом деле», – считает Ефим Куимов

– Он вводится для обеспечения надёжной и бесперебойной поставки электроэнергии на оптовом рынке. Для этого предусматривается торговля мощностью, которая сводится к обязательству поддерживать генерирующее оборудование в состоянии готовности к выработке энергии. Его создание в большей степени направлено на повышение привлекательности для инвесторов, привлечение дополнительных ресурсов на строительство новых мощностей. Новые правила рынка мощности по существу уже озвучены, но по ним никто пока в стране не работал. В них предусмотрено довольно много механизмов торговли мощностью. Например, конкурентный отбор мощности (КОМ), где рассматриваются ценовые заявки поставщиков, которые приравниваются к заявкам потребителей. Есть так называемый механизм ДПМ (договоров предоставления мощности. – «СЭ»), при котором действует регулирование, только на более высоком уровне. Также существует механизм продажи мощности для генерирующих объектов, в отношении которых были указаны наиболее высокие цены в ценовых заявках на КОМ, а также механизм продажи мощности, производимой генерирующими объектами в вынужденном режиме. На данных секторах предполагается, что цена мощности выше, чем цена на КОМ. Есть ещё механизм продажи мощности по свободным ценам. В правилах предусмотрены ограничения со стороны Федеральной антимонопольной службы, которые касаются тарифа на мощность. Так что существует несколько секторов продажи мощностей, в которых действуют поставщики электроэнергии. Если учитывать все эти факторы в совокупности, то очень сложно сказать, сколько будут платить потребители. В настоящее время вопросов здесь больше, чем ответов. Но на один из них можно ответить точно: основная цель рынка мощности – привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов не только для поддержания существующих мощностей, но и для строительства новых.

– Привлечение денег за счёт рыночных механизмов?

– Я не могу сказать, что это сугубо рыночный механизм. Ведь существует множество ограничений – их устанавливают ФАС и ФСТ, – например предельный тариф. Поэтому сказать, что будут действовать полностью рыночные механизмы, нельзя. Хотя на определённую часть мощности они всё же будут распространяться, как это происходит и сейчас. Просто будет действовать долгосрочный рынок мощности, на котором установлены гарантии сохранения цен, хотя и с возможностью ежегодных корректировок. 

– Участвует ли «Иркутскэнерго» в рабочей группе по долгосрочному рынку мощности?

– «Иркутскэнерго» в любом случае участвует в этой работе, вопрос в том, напрямую или опосредованно. Но мы принимаем участие не только в упомянутой рабочей группе, но и в разработке законодательства, касающегося в целом развития электроэнергетики. И наши предложения всегда взвешиваются с учётом всех «за» и «против». То есть мы, как правило, не выступаем только в интересах «Иркутскэнерго», а представляем взвешенную позицию, которая учитывает интересы всех участников рынка – и поставщиков, и потребителей. 

– Пока вопросы рынка касаются только юридических лиц, а не населения. Но не вызовет ли предполагаемый переход на рыночные цены резкое увеличение стоимости электроэнергии для них и некий эффект «шоковой терапии»?

– Я думаю, чтобы этого избежать, мы должны готовиться к такому переходу. Например, сегодня, на первом этапе, должна быть определена социальная норма потребления электроэнергии населением. На втором этапе нужно будет установить тариф для потребления электроэнергии населением в рамках социальной нормы и того объёма, который потребляется сверх неё. В моём понимании, тариф для объёма потребления сверх социальной нормы должен учитывать те реальные цены, которые складываются на рынке. Нам надо готовиться к отказу от регулируемых цен. К тому же рост тарифа сам по себе неизбежен.

Единственное, с чем мы сталкиваемся в Иркутской области, – у нас электроэнергия значительно дешевле, чем в других регионах, так что для наших потребителей переход на рыночный механизм будет более болезненным, чем для остальных. Хотя я лично могу сказать, что испытываю определённое недоумение, когда прихожу в магазин или на рынок и вижу, что какая-то продукция, производимая в других регионах, где электроэнергия стоит в 2,5–3 раза дороже, конкурентоспособна с продукцией из Иркутской области с учётом транспортной составляющей и цены на неё примерно такие же, если не ниже.

– Сама идея либерализации тарифов на электроэнергию сводится к тому, чтобы все регионы поставить в равные условия. И не сложится ли такая ситуация, что повышение цен на электричество в Иркутской области будет означать снижение цен в других регионах Сибири? 

– На сегодняшний момент рыночная цена выше регулируемой. Коль она выше во всех регионах, то падения тарифов как такового, скорее всего, не произойдёт. Проблема в том, что при существующей системе есть недостаток средств на инвестиционные и эксплуатационно-ремонтные расходы, который не покрывается со стороны энергетиков. Как следствие, мы иногда сталкиваемся с проблемами в энергоснабжении и обеспечении его надёжности. А рынок этот недостаток компенсирует. Например, если сейчас повышение тарифа на 15% в той же Бурятии при цене 3 рубля за киловатт-час в абсолютных цифрах составит 45 копеек, то у нас эти 45 копеек дадут рост уже 75%. Хотя объём инвестиций рассчитывается как раз в абсолютных величинах.

– На какой стадии находится обсуждение вопроса о введении социальной нормы потребления электроэнергии?

– Мы сами давали предложения касательно перехода на социальную норму, но я пока видел их только в проектах. Ещё раз повторю: мы должны готовить население к переходу на рыночную стоимость электроэнергии. Со стороны представителей ФСТ неоднократно озвучивалось, что необходимо законодательно закрепить обязанность органов местного самоуправления или субъектов федерации утверждать эту норму на своей территории. Соответственно, ценообразование в её пределах и за ними будет разное. Стоимость того, что потребляется сверх нормы, с моей точки зрения, должна приравниваться к тарифу для прочих групп потребителей (в эту категорию попадают юридические лица, бюджетные организации и т. п. – «СЭ»). И, постепенно уменьшая норму, мы придём к тому, что население будет платить за электроэнергию столько, сколько она стоит на самом деле.

– Есть ли в этих проектах, о которых вы говорили, какие-то конкретные даты, когда предполагается ввести социальную норму?

– Определённых сроков не установлено. Я думаю, что в Иркутской области необходимо её ввести с 1 января 2011 года, пользуясь полномочиями органов исполнительной власти субъекта и региональной службы по тарифам и не дожидаясь, пока эту обязанность закрепят за субъектом. По существу, это надо сделать уже сейчас: утвердить социальную норму и принимать решения по ценообразованию, опираясь на неё.

– Будет ли «Иркутскэнерго» в 2011 году поставлять электроэнергию потребителям по регулируемым договорам и какова будет доля того, что продаётся по ним, в общем объёме отпуска электричества?

– Скорее всего, да. Федеральный закон об электроэнергетике предусматривает либерализацию тарифов, за исключением объёмов, поставляемых населению. И, скорее всего, либо в отдельных регионах, либо в целом по ценовой зоне Сибири будет выделен тот объём, который получает население, и поставщики будут продавать его энергосбытовым компаниям по регулируемым договорам. Их долю в Иркутской области я оцениваю в 20%, в соседних регионах – до 35–40%. Если брать ценовую зону Сибири целиком, то в ней доля населения среди потребителей составляет около 30%.

Интервью записал Егор ЩЕРБАКОВ

Куимов Ефим Сергеевич родился 4 октября 1974 года в Усолье-Сибирском. В 1996 году окончил Иркутский государственный технический университет по специальности «Тепловые электрические станции»,  в 1998 году – Иркутскую государственную академию по специальности «Экономическая теория». Получил дополнительное образование МВА в Московской международной высшей школе бизнеса (Института «МИРБИС») в 2008–2010 годах. Работал на Ново-Иркутской ТЭЦ с 1995 по 2002 год, начиная с должности машиниста-обходчика по котельному оборудованию и заканчивая постом начальника смены станции. В 2002 году стал заместителем начальника производственно-экономического отдела исполнительной дирекции ОАО «Иркутскэнерго». В настоящее время возглавляет экономическое управление компании.
Женат, есть дочь.
Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры