издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Возвращённое наследие

  • Автор: Татьяна ЛАРЕВА, искусствовед, для «Восточно-Сибирской правды», Фото: Сергей ПЕРЕНОСЕНКО и Егор СОБОЛЕВ

Открытие уникальной галереи самобытного художника – нашего земляка Петра Турчанинова ожидается в Иркутске. Знакомо ли вам это имя? Вполне вероятно, что нет.

Творчество Петра Турчанинова (1932–2009 гг.) подобно комете: ярко вспыхнув на небосклоне культурной жизни Иркутска, оно так же внезапно исчезло и, возможно, могло исчезнуть и затеряться во времени навсегда, если бы искусством художника не заинтересовался известный иркутский коллекционер М.Л. Крылов. Буквально из небытия ему удалось вернуть работы талантливого живописца. Справедливо утверждение, что рукописи не горят, видимо, и сейчас провидению было угодно, чтобы произведения, созданные художником, увидели свет. Покоробившиеся и сильно загрязнённые, они нуждались в срочной реставрации. Восстановить их и вернуть живописи и графике первозданный вид и звучность цвета сумела реставратор с большим стажем музейной работы Валентина Рутц. И вот сегодня картины драгоценными жемчужинами в золотом обрамлении рам предстанут перед восхищёнными зрителями. 

Галерея Петра Андреевича Турчанинова открывается при поддержке ректора Байкальского государственного университета экономики и права М. Винокурова в одном из красивейших зданий в центре Иркутска – в культурно-досуговом центре «Художественный».

Деятельность Петра Турчанинова представляет одну из белых страниц художественной культуры Сибири. Это был мастер, обладающий огромным талантом и творческим потенциалом, оставивший нам богатейшее наследие. К сожалению, художник не добился признания при жизни и не был понят своими современниками, и только сегодня он предстаёт перед нами во всём блеске своей одарённости и профессионализма.

Главным достоинством галереи является то, что коллекция сохранилась целиком: при жизни Турчанинов мало продавал свои работы и даже редко кому их показывал, поэтому открытие выставки станет настоящей сенсацией. Сейчас в экспозиции находится лишь часть работ, остальные после завершения реставрации через несколько месяцев в полном объёме будут размещены в экспозиции галереи.

Для каждого художника большое значение имеют истоки творчества. Пётр Турчанинов первоначальное художественное образование получил в иркутском училище. Причём судьба распорядилась так, что его обучение было прервано призывом в армию на Тихоокеанский флот. После демобилизации в 1957 году он восстановился на третий курс, на котором преподавал Глеб Богданов, приехавший в Иркутск сразу после окончания Харьков-ского государственного художественного института. В этот период в жизни училища царила удивительная атмосфера творческого азарта. Установилась тесная связь с Союзом профессиональных художников, организовывались выездные пленэры на Байкал, совместно с педагогами ставились постановки в духе Серова и Сурикова. Из рук в руки студенты передавали фотографии с работ Николая Фешина и импрессионистов, которые тогда считались запрещёнными художниками.

Дарование Петра Турчанинова стремительно раскрывалось как в живописи, так и в рисунке и композиции. Ещё будучи студентом, он стал принимать участие в профессиональных выставках иркутских художников, а его дипломная работа произвела настоящий фурор в творческой среде. Даже ранние работы художника покоряют своей зрелостью. Например, портрет сибиряка выполнен в лучших традициях русского реалистического искусства. В нём ощущаются демократические тенденции, присущие полотнам художников-передвижников, а по глубине психологической характеристики его можно сравнить с картинами В.И. Сурикова. Портрет интересно оранжирован по цвету. Благородный серебристо-серый колорит картины оживляет ярко-красное пятно шарфа. Мастерски широким мазком написана бело-охристая собачья шуба.

Радостью жизни пронизан портрет девушки, освещённой солнцем. Смело и уверенно крупной кистью вылеплены складки белой одежды на свету и лицо под тенью кокетливой шляпки. Здесь от сложного серебристого колорита художник переходит к ярким, почти открытым цветам: зелёная трава, камни у воды – всё это передаёт атмосферу  короткого знойного сибирского лета. Именно в этот период закладывается мастерство сюжетной композиции и пейзажного этюда, которые Турчанинов будет продолжать все последующие годы.

После блестящей защиты диплома Пётр Турчанинов решает учиться дальше и, успешно сдав вступительные экзамены, поступает в Московский институт им. Сурикова. Вскоре он становится признанным лидером на курсе, получает высокие оценки, будучи застенчивым и скромным, он тем не менее завоёвывает большой авторитет у сокурсников. Молодой художник с упоением всё своё свободное время проводит в музеях и выставочных залах. Сохранившиеся дневниковые записи тех лет свидетельствуют о внимательном изучении старых мастеров, пристальном анализе их творческого метода, поиске новых технологий и материалов.

Но в этот период художник переживает сильное любовное потрясение. Поддавшись непреодолимому желанию бросить всё и от ученичества скорее перейти к самостоятельному творчеству, Турчанинов возвращается в Иркутск.

Здесь он устраивается работать в мастерские Художественного фонда. Бесчисленные заказы по изготовлению наглядной агитации и пропаганды, по оформлению города к политическим праздникам и демонстрациям отнимают время и драгоценные творческие силы. Цензура художественных советов тормозит внедрение новых экспериментальных идей, выставочные комитеты, критикуя его так называемые «формалистические» поиски, не пропускают работы на значительные художественные выставки. И тем не менее Турчанинов именно в этот период создаёт свои самые лучшие вещи. Вместе с Земляницыным, Кузьминым и Костовским он снимает крошечную мастерскую на чердаке Иерусалимской церкви.

В дальнейшем мастер продолжает работать над многофигурными тематическими картинами, среди которых «Переселенцы в Сибири», «Кругобайкальская железная дорога», «Лесоповал», «Каторжане», пишет портреты и огромное количество маленьких пейзажных этюдов Иркутска и его окрестностей. Каждый из них – истинная драгоценность. Небольшой картонный формат работ за счёт мощного энергетического живописного заряда и композиционного решения воспринимается большим монументальным произведением. Художник словно торопится успеть передать слепок своего первого впечатления, найти новый пластический ход и новое образное решение. Автор обладает особым вкусом цвета, колорит его работ то взрывается мощным контрастом света и сочных тонов, то звучит мягко и приглушённо, вызывая чувство любования. Петра Турчанинова можно назвать мастером широкого диапазона. Об этом свидетельствуют тематическое многообразие и стилистические поиски от традиционного реализма через импрессионизм до экспрессионизма. Художнику было интересно работать как в технике живописи, так и уникальной графики, осваивать новые приёмы. Сохранилось большое количество красивейших гуашей, рисунков пером и карандашом, пастелей, работ в смешанной технике с применением металлокрасителей, масла и акварели.

Загадочными остаются последние десятилетия в жизни художника. Что побудило его полностью отойти от творческой среды и от своих собратьев по кисти, уединиться в маленьком семейном замкнутом мирке без поддержки и понимания? Как будто душа, переполненная талантом, в удивительно короткий временной период выдохнула всю мощь данной ей природой силы. 

Открытие галереи Петра Андреевича Турчанинова – это подарок нашему городу к приближающемуся 350-летнему юбилею. Программа её работы направлена на решение просветительских и воспитательных задач. Сам факт её существования поможет многим современным любителям изобразительного искусства и начинающим художникам обрести ценностные ориентиры. Этому будет способствовать и восстановление имени интереснейшего самобытного мастера, чьё творчество представляет собой достойный вклад в фонд отечественного искусства.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры