издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Губернатор на хозяйстве

Дмитрий Мезенцев совершил поездку по Усольскому району

Иркутская область, как известно, край большой. И один из самых широких во всех смыслах, хлебосольных и щедрых её районов, конечно же, Усольский. По крайней мере губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев ездил-ездил по нему целый день и не весь объехал. А тут ещё дождь во время уборки поломал планы.

Дождь заставил корректировать программу прямо «с колёс». 

– Убирайте людей с поля! – кричала в трубку мобильника девушка из местной администрации. – Поля отменяются. 

Конечно, время-то близилось к обеду, а дождь по-прежнему моросил. Пришлось отменить посещение полей. 

А вот жители Усолья не стали ждать, пока губернатор к ним приедет, а сами вышли ему навстречу. То есть взяли плакаты и встали на обочине дороги, по которой проезжал губернатор. Ясное дело, он остановился и выслушал все жалобы на местную власть. Евгению Кустосу, сити-менеджеру Усолья, снова не повезло. На него нажаловались даже тогда, когда и возможностей для этого вроде бы не было. 

Один из плакатов, говорят, губернатора особенно заинтересовал, и он, к радости хозяйки, забрал его на память. Люди жаловались на рост цен на продукты. Этот вопрос, конечно, тревожит всех в связи с засухой и неурожаем в центральных регионах страны, а главное – тем ажиотажем, который уже начался в СМИ. Дмитрий Мезенцев, как мог, успокоил жителей, рассказав, что в регионе планы на урожай хорошие, неприкасаемый запас зерна в области имеется и голод нам не грозит. 

Тема роста цен на продовольствие возникла ещё раз в конце дня, её поднял глава СХ ОАО «Белореченское» Гавриил Франтенко. Он признался, что не понимает намечающегося ажиотажа, потому что «в цене булки хлеба только 10% крестьянского труда, всё остальное складывается из транспортировки, переработки и торговли. Поэтому, даже если мука вырастет на 10%, конечная цена поднимется на 1%». Может, оно и так, но для десятикратного роста цен на оксолиновую мазь во время эпидемии гриппа тоже вроде бы не было экономически обоснованных причин. 

Вторая жалоба, поступившая от усольчан, на нехватку лекарств по бесплатным рецептам, ляжет на стол министра здравоохранения Гайдара Гайдарова. Это ему предстоит разбираться с ситуацией по лекарствам. Наконец, горожане пожаловались на острую нехватку мест в детских садах. Но и тут губернатору было что ответить. Пять муниципалитетов области в ближайшее время получат субсидии из областного бюджета на реконструкцию зданий детских садов в размере 53,8 млн. рублей. Средства были утверждены в бюджете на июньской сессии ЗС. Правда, про Усолье там речи не идёт, здания садиков на 417 мест будут отреставрированы в Зиме, Ангарске, Нижнеудинске, Братском и Чунском районах. Губернатор тоже понимает, что эта мера – капля в море и остроты вопроса не снимет. «Будем возвращать статус детсадов зданиям, которые в своё время были переданы другим организациям», – пообещал Дмитрий Мезенцев. Пока готовят возвращение 37 зданий в разных районах. Дмитрий Мезенцев и усольчане разошлись, договорившись о новой встрече, где-нибудь в сентябре. После этого губернаторский кортеж уже беспрепятственно помчался через усольские поля. 

Оказалось, что в полях, в общем, ничего, жить можно. В том смысле, что и сельскохозяйственное производство может быть прибыльным. Губернатор убедился в этом на примере двух предприятий – Усольского свинокомплекса и СХ ОАО «Белореченское». 

Сначала поехали в гости к Илье Сумарокову на Усольский свинокомплекс. Здесь занято сегодня 850 сотрудников. На входе в административное здание комплекса висит красноречивое объявление: «По вопросам трудоустройства просьба не обращаться». Вот так, коротко и ясно. Добавлю только, что 10% рабочих имеют высшее образование. Производительность составляет 2 млн. 600 тысяч рублей на одного работающего, и это самый высокий показатель для сельского хозяйства. Соответственно, и средняя зарплата – 24,8 тысячи. У руководящего состава эта сумма умножается на коэффициент от зарплаты, например, у начальников цехов – 2,5. «У меня коэффициент 4, – поделился Илья Сумароков. – Вот и считайте, сколько я получаю». В этом году свинокомплекс планирует произвести 14 тысяч тонн свинины, что на 500 тонн больше, чем в прошлом году. Общая сумма реализации должна перевалить за 2 млрд. рублей. 

«Особенность наша в том, что мы по решению коллектива не стали растаскивать общую собственность по акциям, по карманам, а просто оставили неделимый фонд. У нас собственность принадлежит всему коллективу, – рассказывает Илья Сумароков. – Соответственно, все доходы-прибыли мы делим на заработанный рубль. Схема работает, в прошлом году получилось по 50 копеек на каждый рубль. Сегодня зарплата 24 тысячи, если хорошо сработаем, будет по 50 копеек с рубля на годовую зарплату каждому». Слово «коллектив» здесь, похоже, никогда и не выходило из употребления. На территории сохранилась советская Аллея Славы – большущий бюст Ленина, крашенный серебряной краской, а по обеим сторонам от него разместилась фотогалерея «Лучшие люди Усольского свинокомплекса». 

Кстати, сотрудникам строго запрещено держать свиней на личном подворье. Да им, в общем, это и не нужно, потому что на каждого работающего в месяц полагается по 4 кг отличной свинины бесплатно. «Это в целях биобезопасности делается», – объяснил главный технолог по свиноводству Евгений Власов. Свиньи, они очень нежные, их берегут от инфекций. Поэтому мимо свинарников – только в автобусах. Сотрудники принимают душ и переодеваются, прежде чем войти к своим подопечным. Чтобы уйти с комплекса, приходится делать то же самое в обратном порядке. 

Рациону питания свиней иные люди могут позавидовать: минералы, микроэлементы, витамины и так далее, в общем, вполне сбалансированная диета. Поголовье на сегодня – 80 тысяч голов. Разводят три породы – дюрок, ландрас и крупная белая. В хозяйстве 65 свинарников, часть из них уже реконструированы. В них пластиковые окна и полы, подогрев, вентиляция. «Всё это окупается, – говорит Евгений Власов. – Когда реконструкцию делаем, выламываем и выбрасываем всю начинку. За 32 года, пока стоят эти здания, в дерево впиталось много всякой заразы». 

«И всё-таки прибыль в нашем деле формируется не в производстве, а именно на стадии переработки и торговли. Поэтому мы активно развиваем фирменную торговую сеть и будем делать это впредь», – рассказывает Илья Сумароков. Торговая наценка в Иркутске – самая высокая, составляет 10%, в Усолье ниже – 5%. С января этого года цены на мясо выросли не более чем на 0,5%. Илья Сумароков пообещал, что по крайней мере до конца года в розничной сети Усольского свинокомплекса они повышаться не будут. Хотя цена на зерно вырастет на 10–15%. В будущем, после проведения реконструкции, здесь планируют наращивать производство по 1 тыс. тонн в год.

«Возвращаясь к разговору на обочине, который у нас состоялся по пути к вам… – словно ненароком вспомнил губернатор, услышав о таких радужных прогнозах. – Одна женщина жаловалась, что обучение дочери в школе искусств обходится семейному бюджету слишком дорого (порядка 400 рублей в месяц). В присутствии мэра района, сити-менеджера, спрошу – помощь одной-двум школам в преддверии нового учебного будет посильна? Тысяч эдак по двести?». Оказалось, свинокомплекс как раз собирался выделить и городу, и району по двести тысяч. Кстати, в Белореченской школе искусств, куда мы заехали позже, стоимость обучения в любой студии – 250 рублей в месяц. Этой школе «за дух, а не за лаковые полы» губернатор пообещал помочь с приобретением концертного баяна. 

После экскурсии по колбасному цеху и обеда, в котором мясные блюда, конечно, преобладали, поехали в посёлок Белореченский. Первым делом заехали в отмытую до блеска, пахнущую свежей краской школу. Школа поразила нестандартными педагогическими приёмами. Например, на внешней стене столовой была изображена сцена из жизни героев сказки Джанни Родари «Чиполлино», а по низу было выведено яркими масляными буквами: «Лучше переспать, чем недоесть». Тема еды вообще преследовала нас целый день, для некоторых тем более актуальная, что дело было в последний день православного Успенского поста. Позже, в СХПК «Белореченское», моя коллекция высказываний о еде пополнилась ещё одним оригинальным лозунгом: «Питаться надо, как дышать». Если автор имел в виду непрерывность процесса, то я не согласна. 

В школе, конечно, готовились к приёму гостей. Учителя, кажется, собрались едва ли не в полном составе. «Совершенно случайно» здесь оказалась тройка скаутов из белореченского скаутского отряда «Горизонт», которым руководит учитель географии Виктор Викторович Коркин. Скауты Кристина, Алёна и Алексей только что вернулись из лагеря, где безвозмездно работали вожатыми у детей из детских домов и «трудных» ребят. Это называется «социальное служение» на западный манер или «помощь ближнему» по-русски. Не совсем понятно, почему выбор пал на скаутов, ведь пионеров в школе вроде бы больше, целых два отряда. Впрочем, на местах виднее, кого показывать. В любом случае, выбор был правильным, потому что ребята вполне оправдали доверие. 

Особенно блистал десятиклассник Алексей Топирский. 

– Ну, идите к доске, берите мел, пишите: «Поднималась красная заря. Природа просыпалась, даря каждому чувство нового дня…», – губернатор обратился к Алексею с неожиданным предложением, от которого невозможно было отказаться.

Алексей принялся усердно писать под диктовку губернатора, демонстрируя исключительную мужскую выдержку. «Да я и не боялся, привык выступать перед публикой», – пожал он плечами потом, когда взрослые покинули класс. Ошибки искали всем педагогическим коллективом. Учительница по русскому выглядела так, словно это она сдавала главный экзамен в своей жизни. Нашли две пропущенные запятые. В общем, Алексей заработал пятёрку с минусом. Неплохо, если учесть, что за год у него по русскому четвёрка. 

«Спасибо вам за ваш труд», – обратился губернатор к учителям, имея в виду не только успехи, продемонстрированные десятиклассником. Белореченская школа в 2006 и 2008 годах была победителем Всероссийского конкурса общеобразовательных учреждений в рамках национального проекта «Образование», получив господдержку в размере двух миллионов рублей. По словам министра образования Приангарья Виктора Басюка, эта школа имеет лучший опыт работы по здоровьесберегающим технологиям, является областной пилотной площадкой опережающего введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Губернатор рассказал, что в правительстве области прорабатывается вопрос об учреждении 100 грантов по 25 тыс. рублей для поддержки учителей начальной школы. Также по инициативе главы региона будут образованы фонды для премирования педагогов в размере 10 млн. рублей и для помощи учителям, попавшим в сложную жизненную ситуацию.

К новому учебному году Дмитрий Мезенцев подарил школе интерактивную доску для первоклассников. Всё-таки подарки делать приятно. Наверно, поэтому губернатор не удержался и сделал ещё один. Со словами: «Эх, Алексей…» – он всё-таки переправил пятёрку с минусом на пятёрку с плюсом, сделав скауту Алексею большой подарок. Думаю, мальчишке этой пятёрки теперь на весь год хватит. 

После школы поехали в гости к Гавриилу Франтенко на СХ ОАО «Белореченское». Здесь, по словам руководителя, «по яйцам всё нормально». (У них даже люстры в парадном зале сделаны в форме яиц!) Проблемы гнездятся в основном на тех 75 тыс. га земли, которую «Белореченское» приобрело с подачи Бориса Говорина ещё в бытность его губернатором. На этой земле располагается 46 деревень, которые нужно поднимать. 

– Когда мы говорим о наших предприятиях, нужно чётко различать птицеводство и всё остальное. Мы никогда не просили денег на поддержку птицеводства. Даже если бы вы дали, мы бы всё равно отказались, – издалека начал Гавриил Франтенко. Знаменитый аграрий так намекал, что другие направления срочно нуждаются в областных дотациях. В самом деле, после присоединения деревень «Белореченское» вполне можно назвать колхозом. Здесь удалось построить новое предприятие, которое в прошлом году реализовало сельхозпродукции на 3 млрд. рублей. Яйца раньше занимали в общем объёме реализации 90%, теперь только 53%, это при росте общих объёмов. Производство молока в этом году доведено до 30 тыс. тонн и и выведено на высокий уровень рентабельности. 

– Мы брали у сельхозпредприятий не то, что надо, а то, что было. Деньги пошли на восстановление. Теперь, когда мы купили 2 тыс. 300 голов племенного стада в Ленинграде и… – начал Гавриил Степанович.

– А вот это политически верно, – засмеялся Дмитрий Мезенцев, реагируя на слово «Ленинград». 

– Теперь пытаемся создать стаду надлежащие условия, – закончил Франтенко. – Чтобы коровы давали хорошие надои, к ним надо хорошо относиться.

– Да мы к людям не всегда по-человечески относимся, – вздохнул губернатор.

– Люди стерпят. А коровы – нет. 

– А это уже политический тезис, – отреагировал Дмитрий Мезенцев. – При депутатах и журналистах подчеркну: люди могут терпеть, только злоупотреблять этим не нужно.

По словам руководителя предприятия, если бы в области была программа поддержки развития молочного производства, «Белоречка» могла бы значительно увеличить объёмы, прибавляя каждый год по 1–1,5 тыс. коров. Но для этого нужны общие усилия, в одиночку сельхозпроизводители такие планы не потянут. Помощи ждут, например, в виде дотации на производство молока (хотя бы 2 рубля на литр, а не 6 рублей, как в соседних областях). Бюджет мог бы принять участие в покупке оборудования для молочного производства. По словам Гавриила Франтенко, собственных средств хватает лишь на то, чтобы «подлаживать то, что есть». 

Тема овощеводства также прозвучала, и здесь тоже нужна программа. Под овощами и картофелем в хозяйстве занято около 1 тыс. гектаров земли. «Я призываю создать программу, чтобы увеличивать объёмы, – призвал Гавриил Франтенко. – Во-первых, наверно, надо какие-то кордоны поставить тем овощам, которые производят иностранцы. Наших людей тоже надо делом занимать, пока кто-то ещё остался. Они и так уже загуляли вконец». Будь я губернатором, после этих слов немедленно дала бы кредит человеку, который берётся прямо-таки за спасение Родины. Кстати, сейчас в правительстве рассматривается вопрос о создании крупного производства овощей в Слюдянском районе. 

На сегодня убрали урожай с 7 тысяч гектаров. В этом году хозяйству предстоит заготовить 180 тыс. тонн кормов. Разговор плавно перешёл на тему сельскохозяйственной техники. Это по-прежнему больное место. Ещё бы, есть собственная промышленность, заводы загибаются, а такие детали, как лемехи, крестьяне вынуждены заказывать в Алтайском крае. Потому что свои производители за них не берутся. «Проще лемеха ничего не придумаешь, – посетовал Гавриил Степанович. – Это такая железяка и две дыры». 

На вопрос, сколько нужно лемехов в год, Франтенко не смог ответить сразу. 

– На один плуг мы поставили два лемеха немецких и два русских. Восемь раз русские лемехи заменили, пока износили немецкие. 

Дальше пошли ещё более удручающие примеры. Новый комбайн «Енисей», который стоит 3 млн. рублей, каждый год требует на ремонт от 80 тыс. до 200 тыс. рублей. Немецкие комбайны работают почти без ремонта по 17 лет.

– Если комбайнер на 17-летнем немецком комбайне провинился, мы его на новый «Енисей» пересаживаем в наказание, – говорит Гавриил Франтенко. – Ну, нельзя такую технику выпускать! Сейчас в Краснодарском крае налажено производство немецких комбайнов «Тукано», вот они хорошего качества… Некоторые регионы, например Башкирия, их закупают сотнями… за счёт бюджета.

– Мастер! – мне показалось, губернатор едва удержался от аплодисментов в адрес Франтенко, оценив изящество перехода к вопросу о деньгах. – Если бы у нас была школа политобразования, вы были бы в ней ректором.

Насчёт комбайнов «Тукано», программы поддержки овощеводства и молочного производства губернатор не обещал ничего. А вот вопрос по лемехам показался вполне реальным. Дмитрий Мезенцев предложил объявить грант на создание малых производств, которые обеспечат поддержку регионального сельхозтоваропроизводителя в рамках программы поддержки малого бизнеса, работающей в области. Кстати, вполне возможно, что поддержкой малого бизнеса вскоре будет заниматься не минэкономики, а отраслевые министерства. Дмитрий Мезенцев поручил министерству сельского хозяйства предметно проанализировать эффективность расходования средств, которые выделялись из бюджета на сельское хозяйство за последние пять лет. До 1 ноября, пока не утверждён проект бюджета на будущий год, есть возможность внести «точечные» коррективы. Потому что «давать нужно тому, кто возвращает сторицей». Под конец встречи губернатор представил общественности нового министра сельского хозяйства – Александра Кириленко. Его предшественник на этом посту, Юрий Бажанов, назначен заместителем министра. 

Длинный день завершился службой в храме в Сосновке, который также помогали строить Гавриил Франтенко и СХ ОАО «Белореченское». Там начинался праздник – Успение Пресвятой Богородицы. Время клонилось к девяти часам вечера, когда мы покидали Усольский район. Дождь наконец перестал, и над полями повисла радуга, которая просто пылала в закатных лучах. Жаль, губернатор, министры и сельхозтоваропроизводители не увидели этой красоты, потому что снова поехали на совещание – обсуждать проблемы сельского хозяйства. Но это было уже без прессы. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры