издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Труба есть. Дело за нефтью

29 августа премьер-министр Владимир Путин торжественно открыл российский участок трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан, по которому российская нефть будет поступать в Китай.

Напомним, что нефтепроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) была запущена 28 декабря 2009 года. В феврале этого же года «Роснефть», «Транснефть» и китайская компания CNPC подписали контракт на строительство отвода ВСТО на Китай. Китайская сторона предоставила российским компаниям кредит в размере около 25 млрд. долларов, а российская сторона, по данным СМИ, дала обязательства поставок нефти по нефтепроводу в течение 20 лет, с 2011 по 2030 год, в объёме 15 млн. тонн в год.

Строительство нефтепровода между российским Сковородино и китайским Дацином началось на территории России 27 апреля 2009 года, а на территории Китая – 18 мая. Общая протяжённость нефтепровода составит 999,04 км: 72 км по территории России и 927,04 км по территории Китая. Нефтепровод будет сдан в эксплуатацию 31 октября 2010 года. На момент завершения российской части строительства с китайской стороны остались непройденными ещё 930 километров.

Выступая на торжественной церемонии, Владимир Путин, в частности, заявил, что это «многоплановый проект, который укрепляет наше энергетическое взаимодействие». «Для нас это важный проект, потому что мы начинаем диверсифицировать поставки нашего энергетического сырья, – сказал Владимир Путин. – До сих пор основные поставки осуществлялись нашим европейским партнёрам. Да и сегодня где-то 120–130 млн. тонн российской нефти получают наши европейские партнёры. В Азиатско-Тихоокеанский регион мы пока поставляем небольшое количество. С пуском этого участка ВСТО будем поставлять 30 млн. тонн, а при расширении ВСТО – до 50 млн. тонн». 

«Осуществление этого проекта – важная работа и для наших китайских друзей, и для России. Для Китая это стабилизация в поставках, в энергобалансе, для нас это выход на новые, перспективные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона и в данном случае на очень перспективный и активно развивающийся рынок Китайской Народной Республики», – заявил премьер.

Вслед за премьер-министром российские аналитики видят в первую очередь геополитические преимущества этого проекта. «Запуск отвода ВСТО на Китай ознаменовал новую веху в российско-китайских отношениях, позволив сгладить существовавшее недопонимание сторон. Но самым главным достоинством российско-китайского проекта является его синергетический эффект. Сотрудничество с КНР не ограничивается просто поставками сырья. Сторонами рассматривается полный комплекс: добыча – поставка – переработка нефти. Дальнейшее развитие сотрудничества поможет месторождениям Восточной Сибири и всему проекту ВСТО наращивать мощность», – говорит Александр Дармин, ведущий аналитик ИА «Neftegaz.Ru».

Пессимисты более осторожны в высказываниях. «Оценивать эффективность очень сложно», – сказал «Независимой газете» руководитель отдела инвестанализа ИГ «Универ» Дмитрий Александров. Его смущает, что объёмов доказанных и вероятных ресурсов восточно-сибирских месторождений хватит только на 25 лет при прогнозируемых объёмах поставок примерно в 80 млн. тонн нефти в год: «Получается, что через 25 лет проект выйдет в ноль и труба станет ненужной, если только не найдётся других источников её наполнения».

Международное экспертное сообщество также относится к трубопроводной системе «Восточная Сибирь – Тихий океан» настороженно. В первую очередь потому, что её запуск на полную мощность угрожает существующим азиатским контрактам стран ОПЕК. После завершения всех очередей строительства и доведения пропускной способности трубопровода до 1,6 миллиона баррелей в сутки ВСТО даст азиатским игрокам свободу выбора и рычаги давления на ОПЕК, полагает Энджела Хеншэлл из The Wall Street Journal. Она цитирует аналитика из Energy Security Analysis Эндрю Рида, по мнению которого российскую нефть от ближневосточной отличают не только более низкие транспортные издержки, но и более предпочтительные для азиатских клиентов качества: лёгкость и низкое содержание серы. Впрочем, с точки зрения российских экспертов, такая оценка, наверное, является комплиментом.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры