издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Урановый обмен

С 7 сентября в ведение «Росатома» перешёл контрольный пакет (51%) акций едва ли не самой крупной уранодобывающей компании мира – Uranium One. Соответствующий документ, по словам Сергея Кириенко, подписан 8 сентября на форуме «Атомэкспо» в Москве.

Накануне о другом стратегическом решении объявил премьер-министр Казахстана Карим Масимов. Правительство Казахстана готово приобрести пакет акций предприятия по обогащению урана в России, сообщил Масимов на брифинге в рамках Байкальского экономического форума во вторник. «Сегодня мы встречаемся с главой «Росатома» Сергеем Кириенко, с которым обсудим этот вопрос. Но я ещё раз подтверждаю, что правительство Казахстана готово приобрести пакет акций одного из российских предприятий по обогащению урана», – цитирует Масимова Интерфакс. По его словам, переговоры о покупке предприятия находятся в финальной стадии. Карим Масимов в сопровождении Сергея Кириенко побывал на Ангарском электролизном химическом комбинате с официальным визитом, где ознакомился с работой завода по разделению изотопов и деятельностью Международного центра по обогащению урана, созданного по инициативе правительств России и Казахстана.

При этом премьер-министр Казахстана заявил, «что, по российскому законодательству, он не может назвать, какое предприятие планируется приобрести». Однако эта тайна из разряда тех, что стали секретом полишинеля. Уже известно и название, и местонахождение той самой курицы, несущей золотые яйца, на которую положили глаз партнёры из Казахстана, сообщает «Российская газета». Это акционированный два года назад, а до того совершенно секретный, Уральский электрохимический комбинат (был ФГУП, а теперь – ОАО «УЭХК») в городе Новоуральске, одном из десяти особо охраняемых атомных ЗАТО. Освоенная здесь газоцентрифужная технология обогащения урана (изначально – для использования в ядерном оружии) до сих пор остаётся самой эффективной и высокопроизводительной. А сам комбинат называют «жемчужиной в короне «Росатома».

Чего ради мы решили делиться акциями столь успешного предприятия, продукция которого идёт нарасхват сейчас и будет востребована в будущем? Тем более что Казахстану ещё три года назад было предложено войти в учредители Международного центра по обогащению урана на базе другого российского предприятия – Ангарского электролизного химкомбината. И то предложение было принято – наши соседи получили 10 процентов акций МЦОУ. Помимо этого было учреждено ещё и отдельное российско-казахстанское предприятие в форме ЗАО, но со схожим названием – «Центр по обогащению урана». Казалось бы, работай, укрепляй сотрудничество и режим нераспространения. Но что-то, видно, не срослось в тех прежних планах. И в июле этого года в Астане «Росатом» заключил новое соглашение с «Казатомпромом» – об изменении формата сотрудничества сторон в рамках совместного предприятия ЗАО «Центр по обогащению урана». Вместо строительства новых обогатительных мощностей в Ангарске, как это предполагалось ранее, Казахстану выделялась доля в успешно действующем Уральском электрохимическом комбинате, констатирует «Российская газета».

Казахстанский премьер Масимов назвал такое решение жестом доброй воли со стороны Москвы, поскольку Россия в его понимании – «инновационный лидер в обогащении урана». У главы российской атомной корпорации, разумеется, нашлись ответные комплименты и повод лично поблагодарить своего визави: незадолго до этого холдинг «Атомредметзолото» (одна из дочерних структур «Росатома») получил согласие от правительства Казахстана на покупку контрольного пакета акций канадской урановой компании Uranium One. Сделка эта, по словам Кириенко, далась «очень непросто».

– Мы впервые в такой чувствительной и высокотехнологичной сфере, как атомная энергетика, приобрели контрольный пакет крупнейшей частной компании в мире, – заявил глава «Росатома». – Для этого требовалось как минимум положительное решение от регулирующих органов Казахстана и официальное согласие правительства этой страны.

По словам Кириенко, принципиально важно, что такое решение поступило в конце августа – до закрытия собрания акционеров Uranium One. Как результат, в последний день календарного лета владельцы этой урановой компании проголосовали за сделку. По её условиям холдинг «Атомредметзолото» внесёт в оплату акций Uranium One свои доли в двух урановых предприятиях, ныне действующих на территории Казахстана (50% – СП «Акбастау» и 49,7% – «СП «Заречное»), а также 610 миллионов долларов наличными – для выплаты «успокоительных» дивидендов миноритарным акционерам U1, которые изначально были сильно напуганы «наступлением русского госкапитализма».

Часть активов двух упомянутых СП принадлежит «Казатомпрому». Именно поэтому и требовалось предварительное согласие на сделку от правительства Казахстана. В итоге оно было получено. Какой ценой – это уже другой вопрос, пишет «Российская газета».

[align=»left» width=»90%»]
«Урановая отрасль сейчас масштабно недооценена, и, пожалуй, это единственная отрасль полезных ископаемых, где добыча меньше, чем потребление. Дефицит покрывается складскими запасами, но мы понимаем, что эти запасы будут исчерпаны в ближайшие годы», – цитирует Кириенко РИА «Новости». В ближайшие годы потребуется существенный рост добычи урана даже для того, чтобы покрыть сегодняшние потребности, но эти потребности будут расти, считает глава «Росатома». «С учётом дефицита, не покрываемого сегодня добычей (урана), в ближайшие 15–20 лет потребность в уране (на мировом рынке) может утроиться», – сказал он. Кириенко отметил, что будет расти и цена на уран. «Да, она может не вырасти в ближайшие два-три года, но для атомной отрасли два-три года – это мгновение. Все инвестиционные планы мы выстраиваем сегодня как минимум на горизонт 2030–2040 годов», – сказал глава «Росатома», передаёт РИА «Новости».
Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры