издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Концептуальное партнёрство

  • Автор: Мария ШМЕЛЁВА

Реальную модернизацию жилищно-коммунального хозяйства и приток инвестиций в эту сферу может и должно обеспечить партнёрство между государством и бизнесом, считают эксперты. Одним из инструментов для государственно-частного партнёрства являются концессионные соглашения, однако пока бизнес не спешит вкладывать деньги в коммуналку – действительно реализующихся проектов немного, считают в региональном министерстве экономического развития, труда, науки и высшей школы. Какие барьеры мешают частникам входить в отрасль и чем отличается взгляд на государственно-частное партнёрство представителей власти и бизнеса, обсуждали участники «круглого стола» «Инфраструктурные проекты: государственно-частное партнёрство», который состоялся в рамках Байкальского экономического форума.

Государственно-частное партнёрство – простая концепция, когда государство привлекает для решения собственных задач частные структуры, считает директор центра государственно-частного партнёрства госкорпорации «Внешэкономбанк» Александр Баженов. Частный бизнес может выполнить их лучше не только потому, что у него больше средств, но и потому, что в конкретных областях у него больше компетенции. В первую очередь такой подход может применяться в территориальном развитии городской и социальной инфраструктуры. 

В России под государственно-частным партнёрством в жилищно-коммунальном хозяйстве часто подразумевают концессионные соглашения, хотя оно может принимать и другие формы, например форму аренды госимущества. При этом существующий федеральный закон о концессиях не вполне совместим с распределением полномочий по регулированию тех или иных областей, полагает эксперт. Например, в коммунальном хозяйстве велик разрыв между уровнями регулирования и ответственности: муниципалитеты отвечают за выполнение проектов, в то время как тарифное регулирование поднимается всё выше и выше и в большой степени зависит от политических решений. Вторая проблема в отношении концессий: бизнес не спешит предлагать проекты, поскольку существуют серьёзные ограничения на размещение средств в ЖКХ, а требования к гарантиям выполнения проектов высоки.

Уже с начала 2009 года по инициативе ряда крупнейших коммунальных компаний началась доработка закона о концессиях. Теперь, полагает Дмитрий Ялов, временно замещающий должность министра экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области, надо понять, как реализовать все изменения и запустить проекты. Во-первых, необходимо решить ряд проблем, с которыми сталкивается бизнес на пути к государственно-частному партнёрству. В частности, это сложности, связанные со входом и финансированием проектов, затем проблемы на стадии собственно реализации  проектов (получение разрешительной документации и другие административные барьеры), риски возврата средств, связанные с долгими сроками окупаемости инвестиций в этой сфере и тарифным регулированием, регулятивные риски, например природоохранное законодательство.

Пока не принята государственная программа развития ЖКХ, по мнению Ялова, необходимо думать, как в рамках существующих целевых программ обеспечить кредитование и частичное софинансирование проектов. 

В то же время руководство компании «Российские коммунальные системы», одной из крупнейших в стране структур, специализирующихся в ЖКХ, считает концессионные отношения перспективным механизмом государственно-частного партнёрства в коммунальной сфере и будет стремиться перейти на концессионные соглашения в территориях своего присутствия и при запуске новых региональных проектов. Об этом заявил директор по правовым и корпоративным вопросам «РКС», вице-президент НП «Национальный союз водоканалов» Андрей Чибис. По его мнению, принятые в июле этого года изменения сделали концессионное законодательство более приемлемым для реалий коммунального комплекса России. Теперь в концессию может передаваться имущественный комплекс, закреплённый за МУП или ГУП. В рамках концессионных соглашений между муниципалитетом и привлекаемой компанией-оператором могут быть достигнуты договорённости о долгосрочных параметрах тарифного регулирования. Открылись дополнительные возможности для привлечения кредитных ресурсов под проекты модернизации коммунальной инфраструктуры.

По мнению Андрея Чибиса, в перспективе, наряду с сохранением бюджетного софинансирования инвестиционных проектов коммунальной направленности, необходимо развивать новые банковские продукты под концессию и новую систему тарифного регулирования, а также активно использовать инфраструктурные облигации.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры