издательская группа
Восточно-Сибирская правда

О качестве угля без купюр

  • Автор: Марина ЗЕЛЕНЦОВА

Как отметил генеральный директор ОАО «Иркутскэнерго» Евгений Фёдоров, часть пути по вхождению угольного блока в общую структуру компании уже преодолена. За первый совместно пройденный зимний сезон 2009-2010 годов были решены масштабные задачи по рационализации добычи топлива, регламентированию отношений между структурными подразделениями холдинга. Вместе с тем наиболее острыми остаются вопросы качества угля, поставляемого энергетикам, и обеспечения необходимым оборудованием разрезов. Эти и другие актуальные темы в преддверии нынешней зимы обсуждались угольщиками и энергетиками 14 и 15 октября на техническом совещании по вопросам качества углей.

Один из организаторов совещания, начальник отдела по контролю качества угольного производства (ОККУП) Владимир Клейнерман, уверен, что на подобных мероприятиях, где встречаются непосредственные участники процесса «поставщик угля – потребитель», как правило, удаётся рассмотреть наиболее проблемные ситуации и найти пути их разрешения. «Раньше было две правды – правда энергетиков и правда угольщиков, и каждый доказывал своё. Но истина одна, – утверждает Владимир Борисович. – И благодаря непосредственному общению на подобных совещаниях и во время совместных поездок на угольные разрезы и ТЭЦ специалисты разных отраслей проникаются проблемами друг друга, учатся лучше понимать чужую работу».

В этот раз, к примеру, удалось прийти к единому мнению в вопросе контроля качества угля. Дело в том, что, согласно нормативным документам, предусматривается проведение входного контроля качества топлива как на угольном разрезе, так и при доставке его на станцию. В настоящее время уголь проходит двойной контроль качества, что приводит к увеличению материальных затрат и непроизводительному увеличению срока оборота вагонов. «Но самое главное, что результаты этих проверок, как правило, разнились, – говорит Владимир Борисович. – На станциях в качестве арбитра при двух не совпадающих друг с другом результатах выступали представители филиалов КВСУ, которые совместно с представителями ТЭЦ проверяли качество поступающего  угля на станции и сверяли его с документами входного контроля. Эта тема обсуждалась уже не один год, было много споров о том, какой именно способ выбрать для контроля качества угля, но так и не удалось прийти к одной точке зрения». В этот раз,  более тщательно проанализировав причины неполного соответствия результатов, сошлись на том, что это заложено уже в самой методологии отбора проб, так как ни угледобывающие, ни энергетические предприятия не имеют необходимого оборудования для механизированного отбора угля. Мнение участников нынешней встречи совпало: оснастить места контроля специальным оборудованием просто необходимо, а в силу специфики работы лучше это сделать на разрезах, так как с одного разреза уголь уходит сразу на несколько станций. Таким образом удастся прийти к более точным результатам контроля и избежать  двойных затрат.

Ещё одно решение было названо участниками открытием. Начальник ЦТП ТЭЦ-9 Валерий Добрынин рассказал о своих наблюдениях, как влияет способ добычи угля на его характеристики по запылённости. Площадкой для эксперимента послужили Азейский и Мугунский разрезы – на первом из них работает экскаватор, у которого роторное колесо больше диаметром, а обороты меньше, чем у второй машины, работающей на Мугуне, – там диаметр у роторного колеса экскаватора меньше, а обороты – больше. Как оказалось на практике, второй вариант устройства техники увеличивает запылённость добываемого угля. Наблюдение вызвало живой интерес и у практиков, и у руководителей угольного производства. Решено было в ближайшее время углублённо проработать эту гипотезу. 

Участники совещания поделились  достигнутыми успехами в некоторых сферах совместной деятельности. Один из наиболее характерных примеров – общий опыт борьбы со смерзаемостью угля. В холодный период года проблема выгрузки топлива всегда стояла остро. Необходимость очистки вагонов от примёрзшего угля, остающегося после выгрузки, существенно снижает ритмичность разгрузки вагонов. Профилактические мероприятия, которые регламентируются правилами перевозки смерзающихся грузов, на практике не всегда эффективны, а в  некоторых случаях вообще нецелесообразны – их реализация приводит к изменению технологии работы разрезов и существенному удорожанию себестоимости угля. После совместно проведённого анализа проблему смерзаемости было решено устранять общими усилиями энергетиков и угольщиков: на разрезах производить обработку вагонов перед погрузкой смесью дизельного топлива и отработанного масла, а на станциях принимать меры к дроблению смёрзшихся глыб угля при выгрузке.

Во многом проблему решает и приобретение собственных вагонов, из которых формируются кольцевые маршруты, курсирующие между разрезами и тепловыми станциями. Благодаря тому что порожние вагоны после выгрузки угля вновь возвращаются на разрезы, отпала необходимость зачищать их  «под метёлку».

После совместного посещения пунктов обработки порожних вагонов на Ирбейском разрезе энергетики предложили коллегам свой вариант повышения эффективности обработки вагонов: применить форсунки, которые используются в технологическом процессе подачи топлива. 

Зимой 2010 года специалисты Ирбейского разреза предложили использовать для обработки вагонов новый реагент под названием «Антисера-Б», уже были проведены первые опыты по обработке вагонов новым составом, результат положительный. Они продолжатся с наступлением холодов. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры