издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Задержали по причине

Ремонтная кампания РЖД привела к проблемам в поставке угля для ОАО «Иркутскэнерго»

  • Автор: Марина ЗЕЛЕНЦОВА

Летние месяцы и начало осени – традиционный сезон для ремонтов не только в энергетике, но и на железной дороге. Как правило, в это время затруднено движение поездов на многих направлениях. В этом году, так же как и в предыдущие, ремонтная кампания РЖД стала причиной недопоставок угля на теплоэлектростанции ОАО «Иркутск-энерго». Об этом читателям «Сибирского энергетика» рассказывает Булат Дугаров, директор компании «Востсибуглесбыт», которая отвечает за работу с РЖД и собственниками вагонов.

«Железная дорога, как монопольный перевозчик, обеспечивает перевозку вагонов в гружёном и порожнем состоянии по «главному ходу» – Транссибирской железнодорожной магистрали, а в период летних путевых работ у неё и у нас возникают серьёзные проблемы с подачей вагонов, – поясняет ситуацию на РЖД Булат Дугаров. – Появляются так называемые «окна» для ремонта того или иного участка дороги, соответственно, движение существенно замедляется или на какое-то время останавливается вовсе. Кроме этого для летних путевых работ отвлекаются локомотивы, используемые для перевозки угля. Эти факторы и становятся причиной проблемы своевременной подачи железной дорогой порожних вагонов под погрузку».  

По данным «Востсибуглесбыта», в августе недоподача вагонов составила 529 единиц, в сентябре эта цифра увеличилась до 1124, в октябре количество недопоставленных железной дорогой вагонов возросло до 1709 единиц. Это составляет лишь 19,3% от плановых показателей.

Кроме того, периодически возникает другая проблема. Железная дорога предоставляет порожние вагоны под погрузку, на разрезах они загружаются углём, но затем гружёные маршруты также не забираются вовремя. Или, с другой стороны, гружёные вагоны приходят на ТЭЦ, выгружаются и порожними простаивают на подъездных путях в ожидании локомотива. Железнодорожники объясняют эту ситуацию отсутствием локомотивов, которые задействованы в ремонтах.  Всё это, безусловно, звенья одной цепи, уверен Дугаров.

Отопительный сезон начался, и заявки от тепловых станций на поставки топлива растут – подготовка к зиме требует от энергетиков максимальной наполненности своих угольных складов. Из-за совокупности всех причин на ТЭЦ ОАО «Иркутскэнерго» в августе этого года не довезено 4,7 тысячи тонн угля, в сентябре – 130 тысяч тонн, в октябре недопоставлено 145 тыс. тонн топлива. 

В настоящее время компания «Востсибуглесбыт» везёт уголь в адрес ОАО «Иркутскэнерго» как в вагонах привлечённых собственников, таких как ООО «Сибирская транспортная компания», ООО «Фирма «Трансгарант», ОАО «Первая грузовая компания», так и в собственном транспорте. Сегодня на балансе ООО «Компания «Востсибуголь» числится 845 единиц вагонов, в их числе 770 новых, приобретённых в течение этого года. Собственный парк вагонов ООО «Востсибуглесбыт», как оператор, расставило на полигоне между разрезами Тулуна, Черемхова и теплоэлектроцентралями южной части Иркутской области. Этим закрывается 40% от необходимого объёма перевозок топлива.

Из-за летних путевых работ вагоны совершают гораздо меньшее количество оборотов на полигоне от разрезов до ТЭЦ и обратно. Это отражается и на экономических показателях компании – сумма недополученной выручки в период с августа по октябрь составляет 206,5 млн. рублей.

«К сожалению, подобная проблема является типичной для этого периода, – замечает Дугаров. – В прошлом году, к примеру, подача полувагонов также была нерегулярной и шла с задержками. Данные вопросы постоянно решаются путём переговоров в рабочем порядке на всех уровнях, начиная от руководства железной дороги и заканчивая рядовыми исполнителями в управлении ВСЖД и на станциях примыкания. Пока «свет в конце тоннеля» мы видим только после окончания летних путевых работ. А это первая половина ноября».

В ОАО «РЖД», комментируя ситуацию, заявили что, несмотря на приоритетность сотрудничества компании с социально значимыми структурами, а к таковым транспортники относят энергетиков, жилищно-коммунальную сферу, Министерство обороны, избежать сложностей с передвижением транспорта не представлялось возможным. «Нечто подобное мы наблюдаем и на автомобильных дорогах, – говорит представитель РЖД. – Из-за ремонтных работ возникают заторы и многокилометровые пробки, и кто бы в это время ни двигался по дороге, изменить ситуацию нельзя. Кроме того, мы имеем определённые обязательства по освоению объёмов инвестиционных средств, заложенных в ремонт железной дороги. Сибирские погодные условия не позволяют вести ремонт железнодорожных путей круглогодично, поэтому пиковые нагрузки приходятся именно на летне-осенний период». Уже в ближайшее время большая часть работ по ремонту полотна будет выполнена, а к середине ноября все пути будут свободны и движение восстановлено в полном объёме, заверил собеседник «СЭ». 

Один из основных путей решения этой проблемы эксперты энергоугольной компании видят в увеличении собственного вагонного парка. «Руководством компании уже принято решение о детальном рассмотрении вопроса приобретения дополнительно четырёхсот единиц полувагонов, – сообщает Дугаров. – По нашим расчётам, этого количества должно хватить для обеспечения тепловых станций северной территории энергосистемы. Количество вагонов рассчитано таким образом, что они будут задействованы равномерно в течение всего года». Модель предусматривает приобретение вагонов в первом полугодии  следующего года. Это, в свою очередь, существенно повлияет на надёжность и бесперебойность перевозок угля в адрес ОАО «Иркутскэнерго» в дальнейшем.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры