издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Что считать «спасительным актом для общества»?

  • Автор: Виктор КАНАВИН, эксперт Общественной палаты Иркутской области

В прошлом выпуске «Дурмана» («Восточно-Сибирская правда» за 12 октября) были опубликованы статьи двух медиков и учёных, имеющих диаметрально противоположные взгляды на то, как лечить наркоманов. Руководитель центра «Перекрёсток семи дорог», врач, кандидат психологических наук Игорь Ванкон считает, что попытки создать общество без наркоманов утопичны, и предлагает развивать так называемую мотивационную наркологию – создать в регионе сеть медико-реабилитационных центров для тех, кто желает избавиться от зависимости («Научиться жить рядом»). Его оппонент – доктор медицинских наук, старший советник юстиции, профессор Иркутского юридического института Академии Генеральной прокуратуры РФ Юрий Солодун предлагает не ждать, когда у деградирующих людей появится осознанное желание пройти реабилитацию. «Спасительным актом для общества» он считает законодательное закрепление необходимости принуждать наркоманов к лечению, оберегая тем самым от страшной заразы молодое поколение («Закрыть» наркомана»). Читатели «Дурмана» откликнулись на приглашение принять участие в обсуждении этой проблемы, некоторые из писем мы сегодня публикуем. Итак, вашему вниманию предлагаются мнения о том, что же следует считать «спасительным актом для общества», руководителя областного движения «Сибирь без наркотиков», эксперта Общественной палаты и отца бывшей наркоманки.

Поговорим, а дальше?

Игорь Ванкон и Юрий Солодун, высказывая противоположные мнения, на самом деле оба по-своему  правы.  Игорь Ванкон –  врач-практик,  создавший один из лучших в стране реабилитационных центров. Работая непосредственно с больными, он прекрасно понимает, что одним из важнейших условий успешной реабилитации является желание больного. Юрий Солодун –  медик-аналитик, учёный, советник юстиции, выступающий за принудительное лечение. Он уверен, что нельзя оставлять наркозависимых без лечения, даже если они этого не желают: такие больные являются источником распространения наркомании и несут угрозу обществу.

Что такое наркомания? Есть разные точки зрения. Врачи считают, что это болезнь. А вот по мнению сотрудников Фонда «Город без наркотиков», наркомания – никакая не болезнь, а распущенность. И подобная точка зрения тоже имеет право на существование, ведь многие из них когда-то сами сидели на игле, проблему знают. 

На мой взгляд, наркомания – это сложное социальное явление. С одной стороны, это  антиобщественное, запрещённое законом поведение, за которое надо наказывать, одна из причин имущественных преступлений. С другой – это болезнь, убивающая человека, приносящая страдание его близким. 

После уголовного процесса над руководителем Фонда «Город без наркотиков» в  Нижнем Тагиле Егором Бычковым, который был приговорён к трём с половиной годам строгого режима за принудительное удержание в реабилитационном центре больных наркоманией, внимание общественности к проблемам избавления от зависимости возросло. Снова обсуждается вопрос о принудительном лечении наркоманов. В связи с этим хочу напомнить, что лечение от этой болезни без желания самого пациента крайне неэффективно. Результат  такого лечения ничтожно низкий. 

На мой взгляд, для эффективной реабилитации наркозависимых необходимо ввести наказание за употребление запрещённых законом наркотических веществ. Наркомана надо наказывать и лечить. Сейчас незаконное использование наркотиков фактически узаконено: символический административный штраф никого не пугает, реального наказания нет. То есть по бумагам запрещено, но по жизни дозволено. Захотел лечиться – могут полечить, чаще платно: ломку снимут и отправят домой. Через месяц снова надо идти лечиться, потому что психологическая зависимость медицинским препаратам не поддаётся. Реальное наказание за незаконное использование наркотических средств, как известно на примере других стран, сможет приостановить рост числа вновь вовлечённых в наркоманию и создать сильную мотивацию к лечению у зависимых. Сейчас больные наркоманией, находясь в стационарах, зачастую откровенно нарушают режим. Ответственности за это нет. Пациенты нередко принимают наркотики прямо в больничных палатах.  

Наркоман, как источник распространения болезни и нарушитель закона, должен быть вне общества. Он должен либо лечиться и проходить реабилитацию, либо сидеть в колонии.  Необходимо не только убеждением, но и наказанием принуждать больного к лечению и реабилитации. Нужна политика кнута и пряника. Наркоман должен не только чувствовать заботу государства о себе, но и осознавать своё антиобщественное поведение и нести за него ответственность.  В то же время законодательство должно предусматривать наркобольному, искренне желающему лечиться, освобождение от наказания.

К сожалению, то, что уже давно принято во многих странах мира, у нас только обсуждается, причём безрезультатно. Надо добиваться изменения законодательства. Губернатор, Законодательное Собрание, депутаты Госдумы обладают законодательной инициативой, но мы эти каналы используем недостаточно.  

Даже в рамках действующего законодательства можно существенно повышать эффективность профилактики наркомании. Непонятно, например, почему в Иркутской области мера наказания распространителям наркотиков более мягкая, чем в других регионах Сибири. За 8 кило героина у нас в регионе можно получить восемь лет условного наказания, а на Камчатке  за 2,8 грамма конопли – 14 лет «строгача». У меня была надежда на Общественный совет по противодействию наркомании при правительстве Иркутской области. Проект образования этого органа общественного контроля был подготовлен несколько месяцев назад, но где-то, видимо, затерялся. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры