издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Театральный роман

Иркутский областной драматический театр имени Охлопкова отметил своё 160-летие

  • Автор: Егор СОБОЛЕВ

Настоящим праздником для поклонников и ценителей театрального искусства, всех иркутян стал юбилей Иркутского академического драматического театра им. Охлопкова. 160 лет! Надо ли говорить, сколько творческих открытий, судеб, событий вместили в себя эти годы. Неудивительно, что юбилей любимого театра явился настоящим событием для иркутян. Апофеозом праздника стал вечер, состоявшийся в минувшее воскресенье в драмтеатре. На сей раз театр отказался от официальных поздравлений, его актёры вышли на сцену, чтобы выразить слова благодарности зрителям.

Доверительная обстановка сложилась с первой минуты, когда заслуженный артист России Николай Дубаков предложил посмотреть фотографии семейного (в данном случае – театрального) альбома, которые проецировались на большой экран. Вид здания театра, построенного 160 лет назад, поражал красотой и величием. Иркутск, подобно большинству городов России, в середине XIX века был деревянным, его театр, как и музей Восточно-Сибирского отделения географического общества, тоже был деревянным. Стояли оба здания неподалёку друг от друга и сгорели в одну ночь в страшном пожаре 1879 года. Восстановили их тоже почти в одно и то же время, ибо интеллигентный город Иркутск не мог обойтись без музея и театра.

Не случайно выставка «В театр с любовью во все времена», посвящённая юбилею, открыта именно в областном краеведческом музее. Она рассказывает о многих страницах истории театра, о строительстве каменного здания по проекту главного архитектора дирекции императорских театров России, профессора Виктора Шретера (Санкт-Петербург). Железная дорога приблизила Иркутск к столицам России, лучшие зодчие возводили величественные здания в нашем городе. И первые артисты антрепризного театра тоже были столичными, знаменитыми, вошедшими в анналы истории российского театра. 

На юбилейном вечере звучали имена великих актёров Александринского и Малого театров, приезжавших со спектаклями в Иркутск на рубеже XIX – XX веков. Не менее значительными были имена актёров, которые работали в театре в советский период. Многих из них помнят старейшие иркутские зрители, рассказывая, что на шестидесятые годы пришёлся ренессанс театрального искусства города. Василий Лещев, Осип Волин, Галина Крамова, Екатерина Баранова (если перечислять, то можно называть почти всю труппу) составляли не просто гордость театра – они были монументальны, могли играть Отелло, Макбета, Гамлета и тут же парторгов, директоров заводов и рабочих этих заводов. Театр был отражением жизни, в которой жил сам и в которой жили его зрители.

Середина XIX, XX и первое десятилетие XXI века – всё это время стало историей. Как долго аплодировали зрители Капитолине Мыльниковой, посвятившей служению театру 65 лет, Эмилии Алексеевой и Валерию Жукову, жизнь которых связана с театром пятидесятилетним стажем, народной артистке Тамаре Олейник и заслуженной артистке Тамаре Панасюк, актрисе Галине Байнякшиной, многим другим актёрам, чьи судьбы переплетены с родным коллективом с юных лет.

Иркутск воспитывает актёров в собственном театральном училище, и, имея право на приоритет, театр оставлял в труппе его лучших выпускников. Поэтому и только поэтому работают сегодня в академическом театре актёры штучные, индивидуальность которых уникальна и неповторима.

Заслуга в современных преобразованиях, реконструкции театра и возведении к нему пристроя с камерной сценой принадлежит бессменному на протяжении тридцати лет директору, заслуженному работнику культуры России Анатолию Стрельцову. Актёр по первому образованию, выпускник экономического факультета Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, в Сибирь Стрельцов приехал на время, а жить в ней остался надолго, навсегда. К театру он относится как наставник, на долю которого выпало такое количество воспитанников, что успевай только пестовать их.

Заботой директора становятся и режиссёры, которых в новом тысячелетии на работу в Иркутск он приглашает из столичных городов. Художественный руководитель Геннадий Викторович Шапошников посвятил Иркутску восемь лет творческой жизни. Начинал осторожно, боялся быть не понятым в своих режиссёрских устремлениях, но именно при этом режиссёре в зрительные залы пришла молодёжь, именно они стали основными поклонниками таких спектаклей, как «Ромео и Джульетта» и «Гамлет» Шекспира.

Достижения театра последних лет можно перечислять долго. Состоялись гастроли в Америке, Японии, Польше, Болгарии, странах ближнего зарубежья. Но хочется вернуться к юбилейному вечеру, где всё началось с актёров старшего поколения и закончилось блистательным выступлением молодых – сценой из мюзикла «Ромео и Джульетта».

Актёры представили своё умение блистать в капустниках, весёлых сценках о собственной жизни, перемешанных с лёгкой горчинкой. Театр показал поющих актёров, не уступающих по выразительности сольного пения современным звёздам эстрады, и своё размышление о жизни, её мудрости и мимолётных мгновениях счастья.

Актёры поздравляли зрителей с юбилеем театра. Но и коллектив не остался без добрых слов напутствия. На сцену вышел губернатор… Александр Горемыкин, при котором было построено здание в конце XIX века. В театре всё возможно, и заслуженный артист России Виталий Сидорченко подтвердил это. Губернатор дней сегодняшних Дмитрий Мезенцев, оценивая исторические заслуги коллектива, говорил и о его светлом будущем. Так соединились века, названные в юбилейный вечер вслед за Михаилом Булгаковым «Театральным романом».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры