издательская группа
Восточно-Сибирская правда

То, что скрыто

За какие «дополнительные услуги» мы платим управляющим компаниям

Законодательное Собрание Иркутской области решило проверить деятельность управляющих компаний. Группа депутатов обратилась в прокуратуру с требованием проверить ряд УК на предмет необоснованного обогащения за счёт жильцов, чьи дома оборудованы коллективными счётчиками энергоресурсов, а также определить законность включения в квартплату расходов по содержанию паспортных столов. Не ограничившись схемами, которые обнаружили парламентарии, «Сибирский энергетик» решил выяснить, какие ещё «скрытые комиссии» включают в счета за квартплату.

Областной парламент Иркутской области на прошедшей сессии направил в прокуратуру региона сразу два депутатских запроса, касающихся услуг управляющих компаний. В первом из них парламентарии среди прочего требовали проверить законность включения в плату за жилое помещение расходов на содержание при УК паспортных столов – примерно 25 копеек за квадратный метр – и соблюдение федерального закона о персональных данных. Во втором запросе речь шла уже о фактах «неосновательного обогащения при взимании с жильцов платы за потреблённую горячую воду и отопление». Поводом для него послужило решение суда в пользу семьи иркутян Скляр, проживающей в микрорайоне Университет-ский. В их доме был установлен коллективный прибор учёта тепловой энергии и воды, однако управляющая компания – ООО «Западное управление ЖКС» –  взимала плату за отопление и горячее водоснабжение исходя из норматива, а с энергоснабжающей организацией расплачивалась на основе показаний счётчика. 

Разница в случае с одной семьёй составила 15677 рублей. Масштабы необоснованного, по мнению депутатов ЗС, обогащения управляющей компании могут быть значительно больше – только в Университетском компания обслуживает 95 домов на 5400 квартир, оборудованных коллективными счётчиками, а во всём Иркут-ске в управлении у неё находится 777 домов. «Принимая во внимание тот факт, что практика взимания квартплаты по нормативу является повсеместной, прошу организовать проверку ООО «Западное управление ЖКС» и других управляющих компаний Иркутска в части выявления фактов неосновательного обогащения при взимании с жильцов платы за потреблённую горячую воду и отопление, – такой фразой заканчивается запрос, подготовленный заместителем председателя комиссии по регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями ЗС Антоном Романовым. – В случае подтверждения прошу обратиться в суд с иском в пользу неопределённого круга лиц о взимании с них необоснованно удержанной разницы между полученной от жильцов платой и платой энергоснабжающей организации». 

Двойной счёт 

Затраты на замену труб из части «ремонта и содержания жилья» могут превратиться в отдельную статью расходов

Директор Западного управления ЖКС Александр Барташов между тем заявил, что информацию о потреблении энергоресурсов компания не скрывает. «Есть калькуляция, есть акты, это отражается в отчёте по дому», – сказал он, выступая 18 февраля на совещании у министра жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области Петра Воронина. Следом за ним директор ООО «Южное управление ЖКС» Владимир Мунтян, заметив, что его организация точно так же оперирует нормативами, высказал мнение, что на подобную управляющую компанию «по большому счёту, молиться надо». Аргумент, который он привёл в пользу этого утверждения, заключается в следующем: взимая плату по нормативам потребления, управляющая компания равномерно распределяет её по одной двенадцатой в течение года, «кредитуя» жильцов во время отопительного сезона. «А если вам предложат по начислению платить, то сегодня, скажем, вы будете платить тысячу рублей, а в следующем месяце – две тысячи, – заметил он. – А представьте, каким тугим будет механизм перерасчёта, если каждый месяц разбивать плату? Мы же не знаем, какая предстоит зима, сколько тепла дом будет потреблять». Тем не менее Мунтян считает, что депутаты ЗС и областная прокуратура по-своему правы: в Жилищном кодексе РФ сказано, что при установке коллективных счётчиков плата за коммунальные услуги с собственников жилья взимается исходя из их показаний. 

Пётр Воронин так же полагает, что проблема лежит в законодательстве. По его мнению, не совсем справедливо то, что любые затраты на обслуживание дома необходимо согласовывать с собранием жильцов. В частности, приборы учёта можно устанавливать при заочном голосовании, согласовывая это только со старшими по дому, при этом плату взимать по нормативам до того момента, пока установка счётчика не окупится. После этого необходимо либо пересчитать квартплату, либо возместить разницу (если реальное потребление окажется ниже норматива), либо направить полученные средства на другие нужды. 

Ряд товариществ собственников жилья в свою очередь решили пойти по второму пути и вернуть жителям разницу между платой по нормативу и платой по счётчику. Но управляющие компании следовать их примеру не спешат. В распоряжении «Сибирского энергетика» оказались документы, касающиеся работы Южного управления ЖКС. Ещё в 2005 году в здании на улице Канской, которое обслуживает компания, был установлен общедомовой теплосчётчик. Согласно финансовым отчётам, которые изданию продемонстрировали жильцы дома, только за четыре месяца, выпавшие на отопительный сезон, он показал экономию в 116 тысяч рублей – чуть дороже, чем обходится установка самого счётчика. При этом плату с жильцов продолжали взимать по нормативу, а в начале 2010 года счётчик демонтировали – как объяснили жильцам в компании, он был повреждён. Впоследствии был установлен новый прибор учёта, который, если верить документам УК, обошёлся в 155 тыс. рублей, при том что рыночная цена подобного прибора вместе с затратами на монтаж значительно ниже. Расходы на его установку были включены в квартплату. Ответных действий жильцы пока не предпринимают: ждут ответа на свои обращения в УК. 

Вынесено за скобки

Помимо того что плата взимается не за фактически потреблённые коммунальные услуги, часто управляющие компании в качестве дополнения к затратам на обслуживание жилого дома включают в счета расходы на разные виды услуг, например вывоз твёрдых бытовых отходов или освещение мест общего пользования. «По закону по всем нормам затраты на содержание и ремонт жилого дома должны идти одной строкой, – заметил председатель ТСЖ «На Сибирской» Владимир Анфиногентов. – Но многие, видимо, чтобы продемонстрировать, что у них небольшая плата, лукавят: я по своему опыту знаю, что ниже строки «Ремонт и содержание» идут «Вывоз ТБО», «Обслуживание лифта» или что-то ещё. Но так быть не должно, это грубое нарушение». Владимир Анфиногентов при этом демонстрирует смету расходов товарищества, где указана цифра 16,19 рубля, а далее идёт расшифровка того, на какие цели идут эти расходы. «В прошлом году на ремонт и содержание дома взималось 14,2 рубля, но мы повысили тариф, потому что частично подняли заработную плату персоналу, решили заменить двери, оставшиеся от строителей, и сделать автономное питание теплового узла дома, – добавил он. – Но наши тарифы некорректно сравнивать с тарифами управляющих компаний: нашему дому всего четыре года, а у них есть дома, которым по 20–30 лет, их содержание и ремонт требуют гораздо больших ресурсов». 

Южное, Западное и Северное управления ЖКС между тем в начале года заявили о том, что повышать плату за ремонт и содержание жилых домов они не будут: тариф останется на уровне 14,48 рубля. Однако во время рейда Петра Воронина, который прошёл перед совещанием 18 февраля, старшая по дому № 17 на улице Горького Мира Короленко рассказала журналистам, что сверх этой статьи расходов с жильцов взимают плату за освещение мест общего пользования и ряд других услуг. По её словам, в квитанциях они указаны отдельно от тарифа на содержание и ремонт жилья, который составляет 13,12 рубля. Директор Восточного управления ЖКС Руслан Винарский на совещании у Воронина признал, что компания выделила в отдельную строку тариф «Спецавтохозяйства» на вывоз мусора и затраты на освещение мест общего пользования, чтобы наглядно продемонстрировать жильцам, сколько средств идёт непосредственно УК, а сколько – другим организациям, обслуживающим жилые дома. Однако он подчеркнул, что компания снизила свой тариф, так что затраты на ремонт и содержание жилья остались неизменными. 

Владимир Мунтян в свою очередь заметил, что тариф в нарушение Жилищного кодекса «разбила» УК «Уютный дом». Впрочем, в отчёте поступлений и использования средств Южного управления ЖКС за 10 месяцев прошлого года, оказавшемся в распоряжении газеты, в статьях «Содержание» и «Ремонт» продублированы затраты на услуги по управлению многоквартирным домом, обслуживанию приборов учёта и сбору денежных средств и взысканию задолженности. Расходы на техническое обслуживание и текущий ремонт раздельно взимает также ООО «Холдинг Радужный». Глава регионального министерства ЖКХ не исключает, что в Иркутске и других городах области ещё есть подобные случаи, но ему о них ничего не известно. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры