издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Инвестиции в надёжного потребителя

Либерализация рынка электроэнергии, массовый приток новых потребителей – вот только два важнейших события, ознаменовавших начало 2011 года для Иркутской энергосбытовой компании. Именно к ним «Иркутскэнергосбыт» готовился в прошлом году и, как показала практика, оказался готов к любому варианту развития событий. Попутно компания искала новые пути общения с абонентами через Интернет и осваивала новые для себя отрасли – энергоаудит и работы по энергосервисным контрактам. Об этом, а также о проблемах настоящего и некоторых планах на будущее «ВСП» рассказал директор ООО «Иркутская энергосбытовая компания» Сергей Бабкин.

– Как бы вы оценили итоги 2010 года? 

– Я считаю, что прошлый год для нас был достаточно успешным. Мы интенсивно готовились к либерализации электроэнергетики: разрабатывали изменения в программные комплексы, искали новые технические решения по учёту тепловой и электрической энергии, готовились к созданию коротких балансов энергии. Мы также работали с нашими потребителями, развивая формы электронного и очного общения, реконструируя центры обслуживания клиентов. 

– Насколько компания оказалась готова к переходу на свободную цену электроэнергии для юридических лиц?

– До 31 декабря 2010 года нам до конца не были понятны манёвры, которые предпримут федеральная и региональная службы по тарифам. Тем не менее мы были готовы к различным сценариям. И когда нам подтвердили, что мы остались практически единственным крупным гарантирующим поставщиком электроэнергии в Иркутской области и к нашей компании  переходит зона обслуживания ЗАО «Братские электрические сети», ГУЭП «Облкоммунэнерго», МУП «Шелеховский энергосбыт», ЗАО «Аларскагропромэнерго», мы уже к тому времени  провели переговоры с руководителями этих компаний. И я благодарен, что они пошли нам навстречу и перенесли срок перехода потребителей с 14 на 1 января. Это значительно упростило процедуру организации обслуживания новых абонентов. С «Шелеховским энергосбытом» мы ещё в декабре разработали изменения в программное обеспечение, так что потребители ничего не почувствовали при переходе. Несмотря на то что долго принималась схема наших взаимоотношений с «Облкоммунэнерго», технические специалисты обеих компаний  также готовились к нескольким сценариям. И как только было принято решение о заключении агентского договора, мы вместе с персоналом компании достаточно быстро провели все необходимые процедуры. 

– С 1 января вам передали зону обслуживания Братских электрических сетей, «Облкоммунэнерго» и «Шелеховского энергосбыта». Сколько абонентов прибавилось у «Иркутскэнергосбыта»?  

– У нас прибавилось около 12,4 тысячи юридических и свыше 540 тысяч физических лиц. Мы оказались полностью готовы к их обслуживанию как в техническом, так и в организационном плане. 

– Что потребовалось, чтобы «переварить» такое количество новых потребителей?

– Переход потребителей, особенно в Братске и Братском районе, потребовал открытия дополнительных пунктов приёма граждан, где мы выдавали лицевые счета и проводили консультации. Пришлось максимально привлечь работников управляющих компаний Братска, нам серьёзно помог Востсибтранскомбанк,  которые содействовали нам в передаче потребителей – физических лиц. 

– Какова схема взаимодействия с бывшими гарантирующими поставщиками электроэнергии, чья зона обслуживания перешла к «Иркутскэнергосбыту»? 

– С «Облкоммунэнерго», «Аларск-агропромэнерго» и «Шелеховским энергосбытом» мы заключили агентские договоры. С Братскими электрическими сетями мы работаем по-другому: население и бюджетные учреждения перешли к нам на обслуживание, а юридические лица имеют возможность ещё раз всё взвесить и определиться с выбором энергосбытовой компании. Должно быть понимание, что  гарантирующий поставщик электроэнергии  – это прозрачность ценообразования и равные условия для всех клиентов на всей территории обслуживания, за это мы отчитываемся перед региональной службой по тарифам и перед самими потребителями. Вся информация о тарифах и о нашей деятельности представлена на сайте компании. 

– Кстати, о тарифах – насколько они увеличились после последнего реформирования отрасли?  

– Даже при полной либерализации мы можем сказать, что в Иркутской области самые низкие тарифы  по России. Во многом это заслуга и нашей компании. Тем не менее после 1 января произошёл достаточно существенный рост тарифов для юридических лиц. Хотелось бы пояснить почему. Несмотря на то что мы говорим о полной либерализации, тариф состоит из двух частей – регулируемой и нерегулируемой (той цены, по которой мы покупаем электроэнергию на рынке). Нерегулируемая часть выросла с 84 до 89 копеек, иными словами, либерализация дала крайне незначительный прирост. Во второй части, регулируемой, с 3 до 4 копеек выросла сбытовая надбавка, платежи за инфраструктуру составляют десятые доли копейки, но произошёл существенный рост тарифов на передачу электроэнергии – от 30 до 60% в зависимости от уровня напряжения. Это связано в первую очередь с тем, что электрические сети на территории Иркутской области обветшали, их необходимо развивать. Если мы не будем этого делать, то снизятся надёжность и качество энергоснабжения. Поэтому региональная служба по тарифам и приняла решение об увеличении тарифа на передачу.  

– В областном министерстве ЖКХ говорят о сложностях с погашением задолженности потребителей Братских электрических сетей, которые перешли к «Иркутскэнергосбыту». Это действительно так?  

– Я вообще не вижу проблемы. С руководством БЭС есть договорённость не втягивать  потребителей в вопросы перерасчёта. Дважды никому платить не придётся – если потребитель заплатил БЭС за то время, что мы его обслуживали, то они нам эти деньги вернут. И наоборот. Потребитель этих перерасчётов просто не почувствует. 

– Какова в целом задолженность перед «Иркутскэнергосбытом»? Насколько существенно она изменилась в течение отопительного сезона? 

Персонал «Иркутскэнергосбыта» постоянно обучается общению с клиентами

– Дебиторская задолженность перед нашей компанией за тепло и электрическую энергию превышает 3,5 млрд. рублей. Основная часть – текущая задолженность, но более 1 млрд. рублей приходится на проблемные долги, сроки платежей по которым уже истекли. По-прежнему существуют сложности с электрокотельными Братского, Нижнеилимского и Усть-Илимского районов. У нас не-

простые отношения с управляющими компаниями Усолья-Сибирского, Братска и Железногорска-Илимского. В последнем городе собираемость едва достигает 80%. И мы сегодня вместе с городской администрацией, управляющими компаниями ищем новые формы взаимоотношений. Надеюсь, что обстановка там изменится так же, как в Черемхове, где мы собираемость с 80% увеличили до 100%. 

– В прошлом году список проблемных потребителей пополнил «Усольехимпром». Как сейчас складываются отношения с пред-приятием?  

– Долг предприятия за  электроэнергию сохраняется с июня 2010 года и превышает 200 млн. рублей, за тепло – с августа, он составляет 140 млн. рублей. Невзирая на ограничения, которые мы ввели, платежи осуществляются с нарушением графиков, которые утвердил сам «Усольехимпром». 

– Какие новые сервисы для абонентов уже введены и какие планируете ввести в ближайшее время? 

– Я бы сказал, что мы шлифуем те услуги, которые уже имеются. Это оплата, передача показателей приборов учёта тепла и электроэнергии, консультации через Интернет и посредством многоканальной бесплатной телефонной линии. Мы планируем расширить информационно-справочный сервис и размещать на нашем сайте информацию о плановых и аварийных отключениях в тепловых и электрических сетях на территории области. 

– У потребителей есть интерес к подобным сервисам?

– Он пока невелик, но идёт по нарастающей. Люди предпочитают общаться с оператором по телефону, но количество работающих по электронной почте юридических лиц выросло до двух тысяч. Я очень удивлён, почему другие этого не делают, ведь не нужно тратить деньги и время на проезд, стояние в очередях, очное общение, когда можно элементарно пере-бросить необходимую информацию по электронной почте. Я не могу понять, почему наши потребители не идут на интерактивное общение, ведь мы рассылаем им первичную информацию о подобных услугах. 

– Компания предоставляет какие-то услуги в области энергосбережения?  

– Да, мы расширили функции своих центров обслуживания клиентов, теперь в любом из них можно сделать заявку на установку приборов учёта воды, тепловой и электрической энергии. У нас заключены дополнительные договоры с дочерними обществами «Иркутскэнерго» – ЗАО «Ирмет», Инженерным центром – по организации учёта энергии и проведению энергетических обследований. Мы получили право на проведение энергоаудита, став членами саморегулируемой организации «Восточно-Сибирское объединение энергоаудиторов».  

– От энергоаудиторов требуется высокая квалификация. Что в «Иркутскэнергосбыте» предпринимается для её повышения?  

– Мы хорошо подготовили свои штаты по специально созданной программе. Они обучены цивилизованной форме общения при организации энергосервисных услуг, уже заключено 15 договоров, и в самой ближайшей перспективе нас ждёт большая работа. В интересах потребителей мы выстроили целое направление деятельности, в которой задействованы высококлассные специалисты из дочерних предприятий «Иркутскэнерго» – «Евросибинжиниринга», «Ирмета», из энергоремонтных фирм.

– В чём заключается энергосервисный контракт?  

– Он подразумевает, что мы по поручению потребителя проводим энергоаудит, определяем мероприятия, которые позволяют снизить потребление электрической или тепловой энергии. А расплачиваются с нами за счёт сэкономленных средств. Допустим, если ты потреблял 200 кВт-ч, а мы снизили потребление на 100 кВт-ч, то ту сумму, которую ты нам не доплачиваешь, мы делим, скажем, на паритетных началах. Мы можем поставить это на долгосрочную основу, организовать эксплуатацию энергоустановок и их обслуживание, используя наши знания в этой отрасли. Получаются инвестиции в надёжного потребителя. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры