издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Инжиниринг «под ключ»

  • Автор: Евгений МИХАЙЛОВ

Система телемеханики и связи на предприятиях «Иркутск-энерго» несколько лет назад была модернизирована по последнему слову техники, а здание исполнительной дирекции компании, куда стекается информация, отчасти можно назвать «умным домом». Объяснить, почему эти утверждения звучат вместе, очень просто: и в том и в другом есть заслуга инжинирингового центра «Сиброн». Группа компаний, которая у кого-то может ассоциироваться с торговлей компьютерами или интернет-связью, давно занимается серьёзными проектами и называет свою работу инжинирингом «под ключ». «Сибирский энергетик» выяснял, что скрывается за этим словосочетанием.

«Компаний, которые занимались бы одним из направлений, по которым мы работаем, довольно много, но, пожалуй, только мы одни делаем их в комплексе», – замечает генеральный директор ЗАО «Инжиниринговый центр «Сиброн» Виктор Каратуев. Фирма, возникшая в 1993 году как поставщик компьютерной техники, 17 лет спустя превратилась в компанию, которая занимается  всем, что связано с системами связи, электро-снабжения и управления технологическими процессами, от проектирования до монтажа и обслуживания. В списке крупных проектов, которые выполнил «Сиброн», свыше четырёх десятков пунктов: от необходимой специалистам ОАО «Иркутскэнерго» системы телемеханики и связи до автоматизированной системы группового регулирования агрегативной мощности Иркутской ГЭС.

От управления светом до контроля за энергосистемой

В этих рамках нельзя ограничиться только лишь перечислением перечня выполняемых «Сиброном» работ. В современных реалиях выживают и становятся лидерами рынка лишь те компании, которые предоставляют клиенту возможность не только анализировать, но и управлять работой установленных систем. Это естественно для достижения оптимальных результатов в части энергопотребления, которое, в свою очередь, напрямую отражается на «кармане» предприятия. Адекватность управления этим процессом, в частности, принято называть «умным домом».

Вот несколько примеров крупных компаний, которые воспользовались услугами «Сиброна» в этом направлении: Главное управление Банка России по Иркутской области, центральный офис Байкальского банка Сбербанка России и Арбитражный суд Иркутской области. «Системы энергоснабжения около 70% зданий в Иркутске не управляются IT-технологиями, так что электросети и всё прочее в них работают неэффективно, – констатирует креативный директор «Сиброна» Алексей Михеев, говоря о значимости подобных проектов. – Доходит до того, что люди из-за этого попросту болеют. Система «умный дом» позволяет следить не только за энергозатратами, но и за климатом в помещении. Я хочу отметить (это касается как жилых домов, так и предприятий): люди большую часть своей жизни проводят на работе!». 

Виктор Каратуев, генеральный директор ЗАО «Инжиниринговый центр «Сиброн»

Но сказанное явно не относится к зданию исполнительной дирекции «Иркутскэнерго», в котором компания реконструировала системы энергоснабжения и освещения. Коммерческий директор «Сиброна» Николай Колодкин рассказывает, что в нём была создана многослойная эшелонированная система электроснабжения, обеспечивающая непрерывное питание здания. Иными словами, помимо вводов от городской электросети в здании расположены два блока бесперебойного питания и дизель-генераторы в качестве страховки от отключения электроэнергии. Таким образом обеспечивается бесперебойная подача электричества так называемым ответственным потребителям, в первую очередь серверной и диспетчерского зала. Кстати, «Сиброн» принимал участие ещё и в строительстве регионального диспетчерского управления ОАО «Иркутскэнерго» (позднее оно было включено в состав Системного оператора Единой энергетической системы). И диспетчерский щит из восьми проекционных кубов, на котором отображается работа всей энергосистемы Иркут-ской области, является заслугой компании. Как и то, что свет в здании исполнительной дирекции можно «подстраивать» под время суток или даже под погоду за окном. «Есть ещё система, позволяющая регулировать освещение в каждом помещении отдельно, допустим, если уходящие с работы сотрудники забывают это сделать», – продолжает коммерческий директор инжинирингового центра. Увидеть её работу в действии не удалось, но корреспондент «Сибирского энергетика», побывавший на диспетчерском пункте, может со всей ответственностью заявить: искусственный свет в нём не особо отличается от естественного. 

Впрочем, это только один из наиболее заметных для неспециалистов проектов, которые «Сиброн» реализовал для энергетиков. Куда более важной была модернизация системы телемеханики и связи, отвечающей за диспетчерское управление энергосистемой. «Она позволяет собирать информацию  со станций и подстанций о характеристиках тока, о параметрах электросети, о том, включены или выключены коммутирующие аппараты, а затем передавать данные диспетчерам, – говорит Колодкин. – Эта система создавалась вместе с самим «Иркутскэнерго», но изначально была аналоговой. Три года назад Системный оператор принял решение о переходе на цифровую связь». Переход был поэтапным: сначала «цифру» внедряли на ГЭС и электростанциях высокого давления. На Братской ГЭС за работу отвечала организация из Санкт-Петербурга, на других объектах – москвичи. «Сиброн» же в качестве субподрядчика участвовал в создании системы передачи данных. Также инжиниринговый центр вместе с подготовкой проекта взял на себя построение системы телемеханики на станциях среднего давления – ТЭЦ-12, ТЭЦ-16, Шелехов-ского участка Ново-Иркутской ТЭЦ и участка ТЭЦ-6. Это произошло чуть меньше года назад, а сейчас уже завершаются пусконаладочные и строительно-монтажные работы.

Существует ещё один проект, который касается связи внутри «Иркутскэнерго». Это создание корпоративной информационно-вычислительной сети, потребовавшее построения современной инфраструктуры сети связи на основе оптоволоконной магистрали, объединяющей локальные сети филиалов. Она достойна отдельного рассказа, но в этом случае все работы, которые выполняет «Сиброн», свелись бы исключительно к построению систем связи. А это только один из основных видов работ, которыми занимается компания. Причём, как напомнил Виктор Каратуев, всеми ими она занимается не только по отдельности, но и в комплексе, как системный интегратор, беря на себя все работы – от проектирования до создания объекта и его последующей эксплуатации.

ЗАО «Инжиниринговый центр «Сиброн»
664033, г. Иркутск, ул. Лермонтова 279/4.
Тел. + 7 (3952) 56-48-00, 
факс +7 (3952) 56-48-01.
www.sibron.ru

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Важное