издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Второе дыхание

Власти Приангарья предлагают создать шесть новых горнорудных районов

Министерство природных ресурсов РФ на прошлой неделе провело научно-практическую конференцию «Создание новых горнорудных районов в Сибири и на Дальнем Востоке: проблемы и пути решения». Иркутская область презентовала на ней шесть новых горнорудных районов. Министр природных ресурсов и экологии Иркутской области Ольга Гайкова и начальник управления по недропользованию Иркутской области Владимир Назарьев, которые являются авторами доклада на конференции, рассказали «Сибирскому энергетику» о планах их освоения.

Четыре традиционных района 

По словам министра природных ресурсов и экологии Ольги Гайковой, Иркутская область является одним из лидеров по подготовленной минерально-сырьевой базе и перспективам освоения месторождений. В регионе существуют четыре горнорудных района, которые сложились ещё в прошлом веке и действуют в настоящее время. Все эти горнорудные кластеры, как правило, сосредоточены вблизи железной дороги и крупных рек – Ангары и Витима. 

В Присаянском горнорудном районе традиционно добывают уголь, поваренную, каменную соль, гипс, цемент. Кроме того, существуют перспективы добычи титана, марганца и базальтов. Второй район – Братско- Усть-Илимский, который богат  запасами железной руды и угля. В настоящее время Коршуновский ГОК разрабатывает на этой территории четыре месторождения железной руды – Коршуновское, Рудногорское, Татьянинское, Жеронское. Мы предполагаем, что здесь можно увеличить добычу железной руды и угля, однако развитие сдерживается по разным причинам: по железным рудам – отсутствием внутреннего спроса, по углю – необходимостью сделать экономическую переоценку. Кроме того, имеется возможность наращивать объёмы добычи кварцевых песков и каменной соли. 

Третий горнорудный район – Бодайбинский, где традиционно добывается россыпное и рудное золото. Здесь сдерживающим фактором увеличения добычи служат дефицит энергомощностей и неразвитая транспортная инфраструктура. Район также богат химически чистым кварцевым сырьём. 

Четвёртый район – Мамско-Чуйская слюдоносная провинция. Он почти прекратил своё действие, поскольку слюда-мусковит практически там уже не добывается. Хотя эту территорию относят к перспективной для разработки золота, кварцевого сырья и графита. Сейчас здесь ведутся изыскания и существуют все предпосылки для открытия месторождений вольфрама, молибдена, олова и, возможно, урана. «Перспективы есть, они серьёзные,  нужно вкладывать средства и проводить поиск и оценку разведочной работы», – отметила Ольга Гайкова.  

Ещё шесть районов 

В последние годы геологи региона, проанализировав минерально-сырьевую базу,  пришли к выводу, что можно существенно увеличить число новых районов за счёт открытия месторождений. Каждый горнорудный район должен быть привязан к какому-то разведанному крупному месторождению, которое станет центром горнорудной промышленности. Дополнительные ресурсы и разведанные запасы должны быть высокой степени достоверности. Таким образом, было выделено шесть горнорудных районов. В первую очередь – Восточные Саяны, которые недостаточно изучены. Там расположены три горнорудных района. 

В их числе – Иркутный с главными базовыми месторождениями Байкальское железорудное и Жидойское месторождение титановых руд. Есть перспективы  открытия силлиманитов, которые используются в алюминиевом производстве. Пока они лежат в резерве, но можно начать их разработку, поскольку в области развивается алюминиевая промышленность. Для этого необходимы железнодорожная линия и энергетика. 

Второй район – Белозиминский горнорудный, в основе которого лежит  Белозиминское редкометалльное месторождение. Кроме того, в районе есть  Большетагнинское и Савинское месторождения магнезитов и Онотское месторождение талька. Этот район также очень слабо изучен и не имеет инфраструктуры. Третий горнорудный район – Бирюсинский, с главным базовым Мало-Тагуйским месторождением железо-титановых руд и Восточно-Саянская никеленосная провинция. Частично они уже отданы в пользование и начали осваиваться. 

Четвёртый – Катский горнорудный район. В его основе находится  Ангаро-Катское  железорудное месторождение, на базе которого планируется строительство нового горно-металлургического комбината. Для этого есть всё необходимое сырьё – запасы железа, угля, марганца и редких металлов  для производства  высококачественных сталей. Но для реализации этого проекта следует обеспечить внутренний спрос в крупных масштабах. Кроме того, нужна инфраструктура. В этом районе можно добывать каменный уголь,  есть основания для выявления алмазоносных кимберлитов. 

Пятый – Непа на севере Иркутской области, с базовым Непским месторождением калийных  и поваренных солей. Главный сдерживающий фактор – отсутствие железной дороги, при том что в мире огромный спрос на удобрения. Для сведения: подобное месторождение в Пермском крае было продано за 59 млрд. рублей. Иркутская область заинтересована в этом проекте. Здесь также нет энергетики, но есть Верхнечонское нефтегазовое месторождение. С помощью попутного газа, который добывается в Верхней Чоне, можно построить энергогенерацию. 

Шестой – Патомский горнорудный район, расположенный в Бодайбинском районе. Здесь главное месторождение золота – «Чёртово корыто», а также расположена железорудная провинция, где были проведены оценочные работы, поиски, однако пока месторождение не открыто. Есть предпосылки на открытие вольфрама, молибдена, олова, урана. «Если протянуть железнодорожную магистраль от Якутии, будет энергетика, район просто выстрелит, – считает министр. – Реализация любого из этих проектов даст огромный толчок для развития экономики Иркутской области».  

Недра оценили

Иркутская область обеспечена колоссальными запасами угля, отмечают специалисты. Их хватит на тысячу лет. Общие запасы составляют 12–14 млрд. тонн при годовой добыче 11–12 млн. тонн. «Развивать угольные месторождения сейчас не имеет смысла, по крайней мере пока, – отметила Ольга Гайкова. – Для развития угольной отрасли необходимо улучшить экономику: одни месторождения нужно переоценить, а на других обеспечить инфраструктуру и, естественно, обеспечить спрос как на внутреннем, так и на внешнем рынке».

Как отметил Владимир Назарьев, главная задача, которая была поставлена в Москве, это обозначить новые районы для формирования бюджета на изыскание приоритетных полезных ископаемых. «Стоимость наших недр нами оценивается в 12 трлн. долларов США, из них 2,5 трлн. долларов США – стоимость угля. Оценку углеводородов мы ещё не делали, но я думаю, что примерно такая же сумма, может, чуть поменьше».

Владимир Назарьев сообщил, что вся предоставленная информация будет обрабатываться в течение нескольких месяцев, на её основе будет формироваться программа по освоению новых горнорудных районов Сибири и Дальнего Востока. «Надеюсь, что из наших шести районов что-то попадёт в федеральную долгосрочную программу, – сказал Владимир Назарьев. – На мой взгляд, лучшие перспективы у Бирюсинского и Патом-ского горнорудных районов». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры