издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Необычная весна

Сельхозпроизводители Приангарья по-новому встретились с топливной проблемой

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Посевная кампания стартовала в Иркутской области. В этом году ЗАО «Иркутскнефтепродукт» вновь поставляет селянам на проведение полевых работ топливо по льготной цене – согласно постановлению правительства РФ, она на 10% ниже, чем отпускная стоимость в ноябре прошлого года. Однако основное беспокойство сельхозпроизводителей вызывают в этом году даже не цены на нефтепродукты, а новый технический регламент, исходя из которого в России с января закрыто производство бензина с октановым числом 80. Именно на такое топливо рассчитаны двигатели почти 500–600 единиц техники сельхозпредприятий Иркутской области, по данным регионального министерства сельского хозяйства.

Россия переходит на стандарты автомобильного топлива Евро-3, это означает, что производство бензина А-80 прекращено с 1 января этого года, а через три года из обращения должен уйти и самый ходовой бензин – марки АИ-92. Эти меры вызваны, во-первых, заботой об экологии: в бензинах класса Евро-3 содержание бензола не превышает 1%, а также снижено содержание серы и других вредных примесей, пояснили корреспонденту «СЭ» в компании «Иркутск-нефтепродукт» (дочерняя сбытовая структура НК «Роснефть»). Во-вторых, новые требования к качеству топлива, предполагают в Минэнерго России, будут стимулировать модернизацию нефтеперерабатывающей отрасли и внутренний рынок нефтепродуктов.

Однако такие «стимулы» уже стали головной болью для сельхозпроизводителей. Именно в аграрном секторе сохранилось большое количество техники, рассчитанной на бензин с низким октановым числом. Юрий Романкевич, начальник отдела механизации и электрификации министерства сельского хозяйства Иркутской области, рассказал, что в настоящее время у селян региона есть около  500–600 единиц техники, которая работает на бензине А-80, это около 20% от всего автопарка сельхозпроизводителей. Причём большая часть этой, как правило морально и физически устаревшей, техники принадлежит мелкотоварным хозяйствам. 

«Мы знаем, что решение о переходе на евростандарты было принято правительством РФ ещё три года назад, – говорит Романкевич. – Это не было секретом ни для кого. Часть автомобилей уже переоборудованы и работают на газе». Самое «продвинутое» в этом вопросе, по словам чиновника, предприятие – СХОАО «Белореченское» в Усольском районе, где практически весь бензиновый автопарк переведён на газ. Однако такое решение проблемы доступно далеко не всем сельхозпроизводителям. Перевод двигателя на газ стоит порядка 60–80 тыс. рублей, по словам Романкевича, и эти затраты окупает относительная дешевизна «голубого топлива». Но эта процедура хороша там, где есть соответствующая инфраструктура. «Предприятия сельского хозяйства разбросаны на сотни километров от центральных районов, да и не во всех районах есть газораспределительные станции», – поясняет он. В «Белореченском» имеется собственная станция, обученные специалисты, накопительная ёмкость – всё это позволяет заправлять технику газом по всем нормам, говорит чиновник. Фермеру, у которого максимум две-три единицы техники, такое не под силу. 

Другой выход – переход на дизель. Он подходит для автомобилей, ещё не выработавших свой моторесурс. Третья возможность – модернизация двигателя, которая позволит использовать бензин с более высоким октановым числом. Впрочем, эти меры малоэффективны, признаёт представитель министерства, поскольку переход на Регуляр-92 ведёт к преждевременному износу двигателей, моторесурс машины падает на 30%, техника быстрее выходит из строя, соответственно, растут затраты на её ремонт. Поэтому последний метод в минсельхозе рекомендуют применять на старых машинах.

Сами аграрии по-разному относятся к новым стандартам. Для агрофирмы «Пурсей», по словам и.о. генерального директора Ларисы Бушуевой, топливный вопрос остро не стоит: вся техника, кроме одной машины, работает на дизтопливе или 92-м бензине. В ангарском ОАО «Тепличное», напротив, весь автопарк – самосвалы, автобусы, рефрижераторы, всего около тридцати единиц техники – работает на А-80. 

Средств на модернизацию, говорит заместитель директора хозяйства Александр Колчак, у предприятия нет. «Будем вынуждены покупать «самопальный» 80-й или заливать 92-й», – отвечает на вопрос о перспективах собеседник издания. «Тепличное», как и многие другие хозяйства, надеется на помощь региональных властей. «Если в булку хлеба можно вложить всю себестоимость производства, то в огурец её вложить нельзя – Китай отправит несколько фур своих огурцов, установит цену ниже, и мы не продадим свою продукцию», – поясняет эксперт. 

ЗАО «Железнодорожник», старейшее сельхозпредприятие Усольского района, нашло возможность закупить 80-й бензин на половину посевной. Глава компании Виктор Лифантьев рассказал о намерениях хозяйства модернизировать машины, рассчитанные на такое топливо, за собственные средства. Это потребуется 15–20 единицам техники из восьмидесяти в автопарке предприятия. Несомненно, затраты повлияют на себестоимость. Насколько в итоге подорожает конечная продукция, прогнозировать пока невозможно, поскольку сложно сказать, надолго ли затянется этот процесс, отметил Лифантьев.

Относительно благополучной можно назвать ситуацию в птицеводстве, отметил председатель совета директоров ОАО «Саянский бройлер» Владислав Буханов. Эта сфера сель-ского хозяйства в основном обеспечена современной техникой и технологиями. Однако напрямую связанное с ней растениеводство до сих пор почти полностью «завязано» на 80-й бензин, что в итоге отразится на стоимости кормов, так же как повлияет на себестоимость конечной продукции модернизация вспомогательной и обслуживающей техники партнёров компании. «Если те условия, которые сейчас заявлены, будут соблюдаться, – считает эксперт, – это нанесёт мощный удар по сельхозпроизводителям, так как техника, работающая на 80-м бензине, не может быть заменена одномоментно». Не помогло и то, что на подготовку к переходу на Евро-3 у селян было три года, а федеральный и региональный минсельхозы заранее предлагали программы техперевооружения. Случился кризис, и многие программы были заморожены, а перед большинством предприятий и фермеров встала задача в первую очередь остаться на плаву. 

Инвестиции в техническое переоснащение сейчас скажутся не только на себестоимости продукции, но и на конкурентоспособности местных производителей по сравнению с соседями. «Уже сегодня Красноярский край предлагает нам зерно дешевле, так как у них программы техперевооружения были реализованы раньше», – отметил собеседник «СЭ».

В качестве поддержки села правительство РФ установило на полевые работы льготную цену на нефтепродукты, напомнил Юрий Романкевич. Из расчёта стоимость топлива в ноябре прошлого года минус 10% на сегодня дизтопливо для села стоит 16965,45 рубля за тонну, бензин Регуляр-92 – 19395,51 рубля. «Иркутск-нефтепродукт» планирует поставить сельхозпроизводителям 28,5 тыс. тонн дизеля и 4,1 тыс. тонн бензина. В любом случае, считают в региональном минсельхозе, если сельхозпроизводители Приангарья не озаботятся приобретением современной техники, себестоимость продукции останется высокой, а цена – недоступной для многих потребителей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры