издательская группа
Восточно-Сибирская правда

ВИНКи просят рубля

В России разразился бензиновый кризис

Бензиновый кризис «стартовал» с Алтайского края. В субботу, 23 апреля, из-за дефицита бензина начали приостанавливать работу заправочные станции. Скоро закрылись около 300 из 700 действующих в крае АЗС. Продолжили работу заправки, принадлежащие компаниям «Роснефть» и «Газпром нефть», однако на них были введены ограничения: бензин отпускался только постоянным клиентам, имеющим дисконтные карты, и только в количестве, не превышающем 20 литров за одну заправку.

Алтайский синдром

Как сообщило РИА «Сибирь» со ссылкой на информацию, полученную в Алтайском топливном союзе, кризис на региональном рынке возник из-за того, что нефтяные компании «Роснефть» и «Газпром нефть» отказались отгружать топливо частным операторам и перешли на снабжение только своих АЗС.

Дефицит бензина вызвал резкий рост цен. Как сообщают СМИ, на некоторых АЗС рост составил до 5 рублей за литр. Около работающих заправок стали скапливаться очереди из автомашин. Такая ситуация сложилась в Барнауле, Бийске, Рубцовске, Славгороде, а также в Яровом, Тальменском, Благовещенском, Тюменцевском районах.

Дефицит топлива и рост цен вызвали недовольство населения. Активисты регионального отделения Федерации автовладельцев России объявили, что намерены 30 апреля провести акцию протеста рядом со зданием краевой администрации. Участники акции приедут на пикет на велосипедах.

Ситуация на Алтае привлекла внимание властей. Во вторник, 26 апреля, заместитель министра энергетики Российской Федерации Сергей Кудряшов провёл совещание по вопросам обеспечения поставок моторного топлива в Алтайский край. В совещании приняли участие представители администрации Алтайского края и крупнейших оптовых поставщиков региона – ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Газпром нефть».

По данным Министерства энергетики, в розничном сегменте региона до 70% рынка занимают независимые операторы АЗС: 28 из 40 нефтебаз в регионе не принадлежат вертикально интегрированным нефтяным компаниям. Независимые операторы снизили или приостановили закупку нефтепродуктов с нефтебаз, поскольку оптовые цены там сегодня превышают розничные цены на АЗС крупнейших нефтяных компаний.

Что же касается крупных игроков, то у них всё в порядке: в 2011 году «Газпром нефть» и Роснефть нарастили объём поставок нефтепродуктов в Алтайский край по сравнению с 2010 годом. По заявлению ОАО «НК «Роснефть», на данный момент объём запасов нефтепродуктов на нефтебазах компании в Алтайском крае является достаточным для обеспечения продаж в течение двух месяцев. Нефтяные компании также заверили, что для них приоритетным является обеспечение потребности региона в ГСМ для проведения посевных работ в полном объёме. Роснефть и «Газпром нефть» заверили Министерство энергетики, что увеличат поставки нефтепродуктов в Алтайский край по сравнению с прошлым годом и полностью закроют потребность региона в топливе. ОАО «НК «Роснефть» также обязалось снять все ограничения на отпуск моторного топлива с АЗС своей сети.

20 литров в одни руки

Однако принятые меры либо запоздали, либо оказались недостаточны, либо механизм образования дефицита топлива в регионах оказался более сложным, чем полагали в Министерстве энергетики. Тревожные сообщения о нехватке топлива в розничной продаже и вызванном дефицитом росте цен стали поступать из других регионов. Наиболее неблаго-приятная ситуация сложилась в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске и на Сахалине.

Исчезновение из продажи бензина АИ-92 отмечено в Ростовской области. На тех АЗС, где АИ-92 ещё есть, водители заправляют не только полные баки, но и дополнительные канистры. Ограничен отпуск бензина марки АИ-92 на заправках ОАО «НК «Роснефть» в Мурманской области. Здесь бензин продают только юридическим лицам и владельцам карт, при этом повышения цены на топливо пока не наблюдается. Подобная ситуация сложилась и в Липецке, где дочернее предприятие ОАО «НК «Роснефть» «Липецкнефтепродукт» оказалось не в полной мере обеспечено запасом бензина марок АИ-95 и АИ-92. Сейчас на АЗС «Липецкнефте-продукта» обслуживаются государственные и муниципальные предприятия, а также владельцы пластиковых карт компании.

Во Владимирской области дефицита нет, однако 92-й бензин уже подорожал с 25 до 26 рублей за литр, и наблюдатели прогнозируют, что в ближайшее время цена вырастет ещё на рубль. Дефицит топлива отмечен также в Ярославле, Костроме и Брянске.

Топливный кризис накрыл и почти всю Сибирь. Сегодня бензин АИ-92 в Томске можно найти и за 25 рублей за литр. На тех же заправках, где он по-прежнему стоит 21 рубль 30 копеек, – большие очереди. Из-за нехватки бензина в городе не вышла на маршруты примерно пятая часть автобусов. Очереди на заправках в Кемеровской области. В Новосибирске очередей нет, зато средний рост цен на бензин составил два рубля.

В Сибирском федеральном округе островки бензинового благополучия только в Омской области и Красноярском крае. В Иркутской области дефицита и очередей тоже нет, но цена на бензин здесь тоже поднялась на 20–50 копеек, а 92-й бензин перешагнул за отметку 26 рублей за литр.

По данным Федеральной службы государственной статистики, потребительские цены на автомобильный бензин с 19 по 25 апреля в среднем по России выросли на 0,8%. Росстат отмечает, что цены растут четвёртую неделю подряд: в целом с 1 по 25 апреля, по официальным данным, бензин подорожал на 1,4%.

Интересно, что вплоть до конца марта цены не повышались. Предыдущий виток роста цен был отмечен в период с 1 по 7 февраля, когда розничные цены увеличились в среднем на 0,5%. Напомним, что тогда премьер-министр Владимир Путин дал вице-премьеру Игорю Сечину и ФАС поручение осуществлять мониторинг ситуации с повышением цен на топливо. Всего же по сравнению с началом года бензин вырос в цене на 3%.

Цена определяет предложение

Одной из причин дефицита топлива называют остановку на профилактику сразу четырёх нефтеперерабатывающих заводов в Центральном федеральном округе. Так, Рязанский и Ярославский нефтеперерабатывающие заводы сократили выпуск бензина. В мае ожидаются профилактические работы сразу на нескольких предприятиях Сибирского федерального округа.

Однако большинство экспертов сходятся на том, что профилактика на НПЗ – это лишь следствие. Причина же заключается в том, что нефтяным компаниям примерно с третьей декады февраля гораздо выгоднее экспортировать бензин и дизельное топливо, чем продавать внутри страны.

«После подорожания бензина в конце прошлого года и 4-процентного роста в январе премьер-министр Владимир Путин заподозрил компании в картельном сговоре. Путин обвинил их в попытке «получить максимальное количество выгоды» и потребовал уделить большее внимание бизнесу со стороны ФАС, что привело к остановке роста цен. В результате, несмотря на глобальный рост цен на нефть, в России в феврале и марте наблюдалось снижение», – констатирует The Wall Street Journal.

«Цены на местном рынке сдерживаются искусственно в связи с давлением правительства», – говорит главный финансовый специалист ТНК-ВР Джонатан Маир. Он считает, что в марте цена на бензин и дизельное топливо составляла в среднем на две-четыре тысячи рублей за метрическую тонну меньше, чем если бы компании продавали их за границей. В общей сложности ТНК-ВР могла бы заработать на 54 миллиона долларов больше в первом триместре этого года, если бы нефть попала на экспорт, а не на внутренний рынок.

Глава «ЛУКОЙЛА», крупнейшей российской частной нефтяной компании, Вагит Алекперов заявил в интервью телеканалу RT, что цена на рынке не отражает тех затрат, которые несут компании на производство бензина, дизельного топлива и на доставку их потребителю. «Мы считаем, что цена может расти, но незначительно. 5–7 процентов могло бы быть сдерживающим фактором, если бы, конечно, правительство сняло акциз, который был введён с 1 января». По словам Алекперова, возможное повышение цен на топливо связано с тем, что «совпали резкий рост цены на сырую нефть и рост акцизной нагрузки на литр бензина, который поступает потребителям».

«Конечно, мы понимаем общество, которое вправе требовать от нас справедливой цены, – сказал Вагит Алекперов. – Но вопрос в том, где эта справедливая цена – сегодня наше топливо продаётся почти на 30–40% дешевле, чем у наших соседей, даже в Белоруссии, на Украине, я уже не говорю о Прибалтике».

Принять и доложить

Агентство КМ публикует комментарий доцента Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Вениамина Вутянова: «У нас на рынке бензина стопроцентная олигополия, то есть несколько крупных игроков – не будем переходить на названия компаний, – которые определяют и задают тон всему этому рынку. Соответственно, если их заставляют снижать цены, то у них может возникнуть сокращение прибыли, а это ими воспринимается очень болезненно». Он считает, что для повышения цен на внутреннем рынке компаниям было выгодно создать какие-то искусственные препоны, в данном случае — сократить количество бензина. «Достаточно вспомнить график спроса и предложения: когда их линии пересекаются, достигается рыночное равновесие. Если мы сокращаем предложение, то, соответственно, цена будет расти, – считает эксперт. – Возникший дефицит бензина в таком случае можно объяснить так: задействован механизм, чтобы отбить деньги, от которых нефтяники вынужденно отказывались на протяжении полугода».

При этом складывается парадоксальная ситуация: бензиновый кризис и связанную с ним социально-экономическую нестабильность (в предвыборный год!) провоцируют вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), которые очень тесно аффилированы и с государством в целом, и с конкретными персонами в высших политических кругах в частности.

Пока же российское руководство объявляет о своей готовности жёстко бороться с виновниками дефицита. 26 апреля председатель правительства РФ Владимир Путин поручил всем компетентным ведомствам доложить о причинах возникновения в ряде регионов страны дефицита на рынке топлива. По его поручению Федеральная антимонопольная служба России начала комплексную проверку нефтяных компаний в 20 субъектах РФ на предмет выявления фактов сговоров и злоупотреблений доминирующим положением на федеральном и региональном рынках нефте-

продуктов. Предполагается проверить объекты вертикально интегрированных нефтяных компаний, нефтеперерабатывающие заводы, а также независимые автозаправочные станции. Среди ответчиков – ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Татнефть», ОАО «НК «Альянс», ОАО «АНК «Башнефть».

По указанию Генеральной прокуратуры в регионах к проверкам под-ключатся прокуроры. Как сообщила официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева, прокурорам субъектов РФ было поручено во взаимодействии с органами антимонопольной службы принять меры по противодействию ценовому сговору в сфере производства и торговли нефтепродуктами.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры