издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Прозрачные партнёрские отношения – залог успешного бизнеса

Недавно Институт бизнес-процессов и бизнес-стратегий опубликовал результаты исследования, проведённого путём опроса более 300 руководителей предприятий среднего и малого бизнеса, «завязанных» на обслуживание нефтегазового комплекса. Абсолютное большинство опрошенных считает сферу взаимоотношений с заказчиками, то есть крупнейшими предприятиями страны, недостаточно прозрачной.

Более половины опрошенных сталкивались со случаями предвзятости при проведении конкурсов на обслуживание того или иного подряда. При этом 25% охотно обратились бы в некий независимый орган, своего рода третейский суд между заказчиком и подрядчиком, который бы способствовал урегулированию возникающих разногласий. Столько же опрошенных сомневаются в том, что смогут добиться справедливости и непредвзятого отношения. 

На этом, прямо скажем, безрадостном фоне недавнее нововведение ТНК-ВР стало сенсацией. Что предложила своим поставщикам компания? С декабря прошлого года в семи регионах её присутствия образованы советы по работе с поставщиками и подрядчиками. При каждом совете начала действовать конфликтная комиссия, в задачу которой входит в первую очередь рассмотрение жалоб от потенциальных или актуальных контрагентов. Кроме того, комиссии фактически помогают региональным советам формировать «новые правила» игры, в основе которых – прозрачность и принципы партнёрства. 

По сорока процентам (!) жалоб от поставщиков и участников торгов, поступивших в конфликтные комиссии ТНК-ВР с декабря прошлого года, уже вынесены положительные решения. Это очень высокий процент, сигнал для малого и среднего бизнеса, явный показатель того, что нефтяники их слышат и готовы к конструктивному обсуждению проблем. 

Можно ли утверждать, что успех конфликтных комиссий, созданных ТНК-ВР, воодушевил поставщиков? Отчасти да. Директор по развитию «Альфа-Колор» Михаил Семёнов, чья жалоба была рассмотрена в декабре, считает, что «конфликтная комиссия работает в позитивном ключе и ставит себе целью не наказание виновных, а повышение эффективности». 

– В нашем бизнесе важную роль играют нюансы, – говорит Семёнов, – такие как качество материалов, сроки и способы поставок. Вместо того чтобы вникать в эти нюансы, многие крупные компании пошли наиболее лёгким путём определения победителя по единственному критерию – минимальная цена. У ТНК-ВР иное мнение: нужен индивидуальный подход. Как поставщик продукции в северные регионы страны с многолетним опытом, я могу сказать: это правильное решение. При работе с северными регионами требования к качеству материалов многократно возрастают. Имеет значение всё: наличие или отсутствие наработанных логистических цепочек, средняя температура. Та же водоэмульсионная краска может в пути элементарно замёрзнуть, если не будут учтены погодные условия. И так далее. Нюансов – масса.

Генеральный директор «ТНК-Уват» (Тюмень) Юрий Масалкин также высоко оценивает потенциал конфликтных комиссий: «Уверен, что работа комиссий позволит не  только не допустить напряжённости в процессе сотрудничества, но и вывести существующие партнёрские отношения на качественно иной уровень». 

О безусловной необходимости конфликтных комиссий говорят и такие серьёзные подрядчики, как генеральный директор ООО «Клариант РУС» Карл Бауэр. По мнению г-на Бауэра, чья жалоба была рассмотрена и удовлетворена, деятельность комиссий в отношении повышения эффективности и снижения затрат при закупках продуктов и услуг в нефтегазовом комплексе «поистине незаменима».

Важно отметить, что все эти подрядчики работают в регионах с дочерними предприятиями ТНК-ВР, а не с головным офисом компании – это в ответ на невысказанные чаяния тех 25 процентов подрядчиков, которые не верят в третейские суды и вероятность справедливого решения в спорной ситуации. 

Более того, сами руководители бизнес-структур ТНК-ВР настаивают и подчёркивают: прозрачность в сфере заключения заказов жизненно необходима им самим. Чем больше претензий, тем яснее картина. 

Филипп Тайк, заместитель руководителя Западно-Сибирского дивизиона ТНК-ВР, подводит теоретическую базу:

– Философия рынка такова, что быть в бизнесе успешным при неуспешном подрядчике невозможно.  Поэтому мы намерены улучшить взаимодействие с контрагентами и надеемся на взаимную открытость, доверие и профессионализм наших поставщиков и подрядчиков. Одним словом, мы за партнёрские отношения, построенные на взаимовыгодной основе.

С этим мнением согласен и генеральный директор ВЧНГ Игорь Рустамов:

– Для  ВЧНГ создание конфликтных комиссий – ещё один инструмент повышения производственной эффективности, снижения затрат. Открытость в работе, безусловно, будет способствовать расширению рынка, увеличению количества потенциальных поставщиков. А это в наших интересах. Чем больше контрагентов, тем больше выбор.

Хочется верить, что инициатива, проявленная компанией ТНК-ВР, станет своеобразным ориентиром и будет поддержана и другими вертикально интегрированными компаниями. В этом случае работа огромной армии подрядных организаций заметно изменилась бы к лучшему. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры