издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На линии атмосферного фронта

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Юг Иркутской области приходит в себя после необычайно сильного снегопада и ветра. В Иркутске на этой неделе о разгуле стихии в прошлую пятницу напоминали лишь висящие кое-где лоскутки порванных рекламных баннеров и маленькие островки чудом нерастаявшего снега на газонах. Материальный ущерб, который нанесла непогода, ещё подсчитывается, а вот урон репутации некоторых служб, которые должны были отвечать за устранение её последствий, уже очевиден. Стихия, создав немало серьёзных сложностей жителям шести южных районов Приангарья, тем не менее, помогла представителям власти обратить внимание на не менее серьёзные коммунальные проблемы.

В результате беспрецедентного снегопада в сочетании с сильным ветром в зону стихийного бедствия попали 432 населённых пункта Иркутской области, где живёт 1,213 млн. человек – это почти половина населения региона, сообщил во вторник на заседании областной комиссии по чрезвычайным ситуациям губернатор Приангарья Дмитрий Мезенцев. Причём в 217 населённых пунктах полностью погас свет.

Режим повышенной готовности был введён в Иркутской области 29 апреля в связи с прохождением неблагоприятного атмосферного фронта и отключением электроэнергии. Главы шести муниципальных образований, наиболее пострадавших от разбушевавшейся стихии на юге области, ввели на своих территориях режим чрезвычайной ситуации. 

Основные проблемы, с которыми столкнулись жители Аларского, Ангар-ского, Заларинского, Зиминского, Иркутского и Шелеховского районов, – отключение электроснабжения и снежные заносы на дорогах, которые достигали местами полутора метров. Так, на границе Черемховского и Усольского районов, на трассе М-53, движение оказалось перекрыто в обе стороны, как стало известно на заседании областной комиссии по чрезвычайным ситуациям в пятницу. Две большегрузные фуры перегородили дорогу, и на трассе собралась пробка из примерно 300 автомобилей. На некоторых участках заторы образовывались из-за того, что многие автовладельцы успели «переобуть» свои машины на лето и просто не могли по скользкой дороге заехать на участки, где трасса имеет уклон.  

Некоторые трассы оказались перекрыты упавшими деревьями. По данным Дорожной службы Иркутской области, в Усольском районе с дорог убрали 846 деревьев, в Черемховском – 780, Ангарском – 537.

Непогода застала многих иркутян врасплох

 

Непогода нарушила график движения поездов и пригородных электричек, с пяти утра до  одиннадцати вечера 29 апреля были отменены все рейсы в иркутском аэропорту. В областном центре из-за обледенения проводов на линию вышли только 10 троллейбусов, причём они могли передвигаться только по левому или только по правому берегу: из-за сильного ветра транспорт не мог пересекать плотину. Были закрыты автобусные маршруты №№ 39, 62, 29, 33. На заседании КЧС в мэрии в пятницу было принято решение об отмене автобусных рейсов в садоводства и на кладбища, организованных к родительскому дню. 

Городские коммунальные и дорожные службы перешли на круглосуточный режим работы, была мобилизована техника, отозваны из отпусков работники. На заседании КЧС начальник департамента дорожного строительства, благоустройства и транспорта администрации  Иркутска Александр Николаев рапортовал, что со снегом на дорогах города сражались 108 единиц техники и 322 человека. Осложнил ситуацию тот факт, что техника уже была переоборудована для летней уборки улиц, – специалистам пришлось спешно менять оборудование на зимнее. 

Уже на заседании областной КЧС в пятницу стало ясно, что не только техника, но сами и коммунальные и дорожные службы оказались плохо подготовлены к работе в условиях чрезвычайной ситуации. Так, дорожники не смогли оперативно обеспечить проезд тяжёлой техники и ресурсов энергетиков, что несколько затормозило работы по восстановлению электроснабжения.

С улиц Иркутска за три дня было вывезено 2,5 тысячи тонн снега

 

Несмотря на то что для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации Дорожная служба задействовала 85 единиц техники и на дорогах региона с 29 апреля по 1 мая работали более 300 человек, губернатор назвал неудовлетворительной организацию работы службы. Дмитрий Мезенцев в пятницу даже немного опоздал на заседание КЧС, поскольку сам проверял состояние трассы Иркутск – Листвянка. По словам главы региона, один из грейдеров «валялся в кювете». «Я добросовестно доехал до 59 километра Байкальского тракта, – сказал губернатор. – Водитель навешивал отвал на машину один восемь часов, ему не помогал никто из механиков». Более того, на трассу вышли автомобили без госномеров, хотя ДСИО получила машины, оплаченные деньгами налогоплательщиков, более полутора месяцев назад. «Это к вопросу о порядке работы внутри Дорожной службы», – подчеркнул губернатор. По его словам, то, как буксовали и мучились люди на трассе, должно стать укором не только Дорожной службе, но и профильному областному министерству.  

На брифинге во вторник руководитель ДСИО Андрей Кайдаш объяснил, что работа службы осложнялась тем, что техника рассчитана на уборку лёгкого сухого снега, а на практике пришлось иметь дело с влажным и тяжёлым. Кроме того, работе мешали упавшие деревья: на полуторакилометровом участке Байкальского тракта специалисты службы насчитали аж 40 штук. «До нас поздно дошёл прогноз, к тому же никто не ожидал таких масштабов снегопада», – признался Кайдаш журналистам. Ранее, на заседании КЧС, аналогичное заявление главного инженера ДСИО глава ГУ МЧС России по Иркутской области Вячеслав Эглит назвал лукавством: прогноз и штормовое предупреждение были доведены до всех заинтересованных служб накануне вечером. Андрей Кайдаш сообщил, что внутри Дорожной службы проведены дисциплинарные взыскания и сделаны оргвыводы.

Снегопад закончился, электроснабжение почти всех населённых пунктов восстановлено, дороги расчищены. В Иркутске и южных районах продолжаются работы по устранению последствий непогоды, подсчитывается нанесённый стихией ущерб. По данным ГИБДД УВД, за сутки 29 апреля в Иркутске произошло 40 ДТП, к счастью, без фатальных последствий. Видимо, водители, рискнувшие выехать в непогоду, были особенно осторожны. К сожалению, не обошлось без пострадавших: по словам губернатора, поскользнувшись и упав на улице, с компрессионным переломом позвоночника попал в больницу руководитель фонда «Иркутская слобода» Игорь Потёмкин.

В пятницу многие автовладельцы получили урок экстремального вождения

Под тяжестью снега обрушилась одна из теплиц «Горзеленхоза» площадью 1 тыс. кв. м, в которой росло 5 тыс. кустов роз. В городе упало более двухсот деревьев, все они распилены, складированы и в течение ближайших дней будут вывезены на полигон ТБО. Пострадали несколько школ и детских садов: с некоторых зданий ветром был сорван шифер, упавшими деревьями выбиты окна, сломаны ограждения. Предварительно сумма ущерба муниципальным учреждениям образования оценивается в 5,72 млн. рублей. 

 Оценивая работы по ликвидации последствий непогоды, губернатор напомнил, что по состоянию областного центра гости города судят обо всей области. «Такое чувство, что ливневая канализация существует только на половине улиц города», – Дмитрий Мезенцев обратил внимание, что есть участки, по которым было невозможно пройти, трудно было выйти из автомобиля на тротуар. «Уборка города в праздничные дни велась по ряду территорий и микрорайонов неудовлетворительно, – заявил губернатор. – И я хочу, чтобы мы специально собрались с руководством города по возвращении Виктора Ивановича Кондрашова (мэр Иркутска с субботы находится в отъезде. – «СЭ») и проанализировали те механизмы, которые сбоят в управлении городским хозяйством».

Проблема не только в обильных осадках, отметил губернатор. Качество работ по ряду участков городских улиц, которые ремонтировали осенью, глава региона назвал предельно низким. «Мы  обязаны задуматься, как будут использоваться 950 миллионов рублей по программе «Дороги Иркутска», если городские службы захлебнулись суммой 566 миллионов рублей», – сказал он. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры