издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Государственная Дума занялась энергетикой

Нижней палатой парламента рассмотрен ряд документов, касающихся регулирования энергетической отрасли

  • Автор: Дмитрий ШИБАНОВ, по материалам СМИ

На дневном пленарном заседании 31 мая 2011 года председатель Комитета Госдумы по энергетике Юрий Липатов представил в первом чтении проект Федерального закона № 497896-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике».

Поправили электроэнергетику

Законопроект предполагает внести ряд изменений. Так, в части, касающейся сетевого комплекса, уточняются положения о взаимодействии организации по управлению Единой национальной электрической сетью (ОАО «ФСК ЕЭС») с иными законными владельцами объектов ЕНЭС (статья 8 35-ФЗ). В целях повышения уровня централизации управления ЕНЭС и надёжности энергоснабжения ОАО «ФСК ЕЭС» предоставляется право преимущественного выкупа объектов ЕНЭС у их собственников при продаже ими указанных объектов.

Учитывая, что ОАО «ФСК ЕЭС», заключая и исполняя с иными владельцами объектов ЕНЭС договоры о порядке использования таких объектов, может осуществлять не только текущую эксплуатацию этих объектов, но и работы, которые относятся к реконструкции, предлагается предусмотреть компенсацию этих расходов для организации по управлению ЕНЭС. При этом расходы на реконструкцию будут для ОАО «ФСК ЕЭС» капитальными вложениями и не могут быть возмещены в составе текущих расходов, уменьшающих цену договора с иными владельцами объектов ЕНЭС.

Предлагается в целях стимулирования владельцев объектов к снижению потерь в сетях учитывать при взаиморасчётах расходы ФСК ЕЭС на покупку электрической энергии на компенсацию потерь в этих сетях.

В части государственного регулирования цен (тарифов) на оптовом рынке законопроектом предлагается (статья 23.1 35-ФЗ) государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в неценовых зонах распространить и на электроэнергию, поставляемую и получаемую из энергосистем иностранных государств в объёмах, учтённых в сводном прогнозном балансе произ-водства и поставок электрической энергии (мощности). Законопроект предлагает восстановить полномочия ФСТ России в части принятия тарифных решений для организации параллельной работы ЕЭС России с зарубежными энергосистемами, чтобы исключить финансовые риски для российских участников оптового рынка.

Для того чтобы сделать механизм принятия тарифно-балансовых решений, в том числе внутри периода регулирования, более гибким, предполагается установить государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), продаваемую (приобретаемую) в ценовых зонах оптового рынка и приобретаемую (продаваемую) в неценовой зоне оптового рынка. Также предлагается наделить правительство РФ или федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов правом устанавливать цены и тарифы на электрическую энергию (мощность), продаваемую и приобретаемую на оптовом рынке в целях технологического обеспечения совместной работы ЕЭС России и электроэнергетических систем иностранных государств (статья 24 35-ФЗ).

Учитывая множественность различных ценовых показателей, которые формируются в результате работы оптового рынка электрической энергии (мощности), и публикации различных показателей организациями коммерческой инфраструктуры, законопроектом уточняется, какие именно данные являются информацией о рыночных ценах.

Законопроектом также предлагается ряд технических правок, которые носят уточняющий характер, или перенос действующих норм закона в другие статьи, которые улучшают логику и структуру закона.

Представляя закон парламентариям, Юрий Липатов подчеркнул, что «предлагаемые законопроектом изменения направлены на совершенствование государственного регулирования в сфере ценообразования на электрическую энергию (мощность) и деятельности технологической и коммерческой инфраструктур рынка электрической энергии (мощности)». 

Всё только начинается

Юрий Липатов в своём выступлении также отметил, что, по мнению Комитета по энергетике, законопроект нуждается в дальнейшей доработке. Так, законопроектом предлагается уточнение порядка определения цены по договорам о порядке использования объектов ЕНЭС и установление преимущественного права выкупа организацией по управлению ЕНЭС выставляемых на продажу объектов электросетевого хозяйства, относящихся к Единой национальной электрической сети. Юрий Липатов считает, что эта норма нуждается в уточнении как момента, с которого может быть реализовано право продажи собственника или иного владельца объекта электросетевого хозяйства любому лицу (в случае отказа приобрести такой объект организацией по управлению ЕНЭС), так и цены реализации такого объекта третьему лицу. По мнению Комитета по энергетике, такой объект может быть продан третьему лицу на тех же условиях, на которых его отказалась приобрести организация по управлению Единой национальной электрической сетью.

Законопроектом предусматривается возмещение расходов ОАО «ФСК ЕЭС» по реконструкции объектов ЕНЭС, которые находятся у организации по управлению Единой национальной электрической сетью по договорам использования таких объектов с иными владельцами объектов ЕНЭС. Однако, учитывая отсутствие государственного контроля за величиной расходов на реконструкцию объектов ЕНЭС, компенсируемых в рамках договорных обязательств при использовании указанных объектов, введение данной нормы, по мнению Юрия Липатова, может быть осуществлено только при условии обеспечения государственного контроля.

Законопроектом предлагается введение обязательности покупки (продажи) электрической энергии (мощности) в ценовых зонах оптового рынка в объёмах, обеспечивающих поставку электрической энергии (мощности) между ценовыми и неценовыми зонами оптового рынка по регулируемым ценам (тарифам). «Представляется, что введение данной нормы противоречит принципам ликвидации перекрёстного субсидирования и стимулирует в данном случае возникновение межтерриториального перекрёстного субсидирования», – считает Юрий Липатов.

В целях обеспечения надёжного функционирования Единой энергетической системы Комитетом по энергетике предлагается дополнить представленный законопроект положением, наделяющим правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти правом утверждения технологических правил работы энергетических систем, правил устройства и эксплуатации объектов электроэнергетики и государственного контроля за соблюдением указанных требований.

В целях обеспечения защиты интересов потребителей электроэнергии – субъектов малого и среднего предпринимательства предлагается дополнить законопроект положениями, предусматривающими изменение количественного состава наблюдательного совета некоммерческого партнёрства «Совет рынка» и обязательное включение указанных субъектов в состав наблюдательного совета.

«Все вышеуказанные замечания и предложения Комитета по энергетике могут быть учтены при подготовке представленного законопроекта ко второму чтению. Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует принять проект Федерального закона № 497896-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в первом чтении», – резюмировал Юрий Липатов.

За безопасный ТЭК

В этот же день Госдумой рассмотрен в первом чтении проект Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», внесённый президентом Российской Федерации.

Целью законопроекта является «создание основ устойчивого и безопасного функционирования объектов топливно-энергетического комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства». Проще говоря, его основное назначение – повысить защищённость объектов ТЭК не столько от аварий и стихийных бедствий, сколько от террористических актов.

Председатель думского Комитета по энергетике Юрий Липатов заявил, что законопроект предусматривает комплексный подход к обеспечению безопасности объектов ТЭК России, за исключением объектов атомной энергетики.

Основы обеспечения безопасности объектов ТЭК в свете нового документа выглядят следующим образом: за обеспечение безопасности отвечает собственник объекта ТЭК. Непо-

средственно физическую защиту объектов осуществляют подразделения охраны. В зависимости от категории объекта охрану будут осуществлять подразделения МВД, вневедомственной охраны, частных охранных организаций. Для установления дифференцированных требований к обеспечению безопасности объектов с учётом степени возможной угрозы и последствий проводится категорирование объектов (три категории) и определяются порядок разработки паспорта безопасности объекта и вопросы обеспечения физической защиты объектов, права, обязанности и ответственность организаций ТЭК.

Отдельная статья законопроекта посвящена особенностям обеспечения безопасности объектов системы газо-снабжения, линейных объектов ТЭК. В законе прописано, что вопросы безопасности для таких объектов должны быть дополнены специальными мерами по безопасному их функционированию, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций.

Организации ТЭК высокой категории опасности должны будут страховать свою ответственность за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц в случае аварии.

Одновременно Государственная Дума приняла в первом чтении сопутствующий законопроект, который вносит изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Земельный, Градостроительный, Водный кодексы, КоАП и Закон «О государственном кадастре недвижимости» в части обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. Поправки в УК и КоАП устанавливают уголовную и административную ответственность за нарушение требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищённости объектов ТЭК. Поправки в УПК относят предварительное следствие по данному составу преступления к ведению органов ФСБ. Изменения в Земельный, Градостроительный, Водный кодексы и Закон «О государственном кадастре недвижимости» уточняют правовой режим охранных зон объектов ТЭК.

Эксперты предполагают, что принятие нового закона усложнит процедуру согласования и получения разрешений на строительство и разработку технико-экономического обоснования. Такую точку зрения аналитик ИК «Универ» Дмитрий Александров высказал ещё в марте, когда президент только внёс закон в Государственную Думу. «Строительство подорожает, что отразится на стоимости конечного продукта – электроэнергии и бензина, но весьма незначительно, так как затраты будут «размываться» за счёт длительных сроков эксплуатации объектов. Вклад в рост цен составит не более нескольких процентов в год», – считает эксперт.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры