издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Искусственный кризис

«Сибирский энергетик» разбирался в причинах дефицита бензина

Власти Иркутской области всеми силами пытаются избежать топливного кризиса, договариваясь с нефтяными компаниями о дополнительных поставках в регион, между тем, по оценкам экспертов, уже в текущем месяце критическая ситуация с дефицитом топлива должна пойти на спад. Кто её спровоцировал, власти или нефтяники, попытался выяснить корреспондент «Сибирского энергетика» Мария Никульшеева.

Кризис построил автомобилистов в очередь

Апрель и май стали чёрными месяцами для отечественных автомобилистов. В Иркутске первые признаки назревающего дефицита бензина проявились три недели назад. После этого губернатор Дмитрий Мезенцев заверил, что в областной центр дополнительно поступит 8,5 тыс. тонн бензина, чтобы избежать кризиса на рынке нефтепродуктов в регионе. Однако топливного дефицита в Приангарье всё-таки избежать не удалось. На прошлой неделе в четверг на АЗС «КрайсНефть» были введены ограничения на розничную продажу бензина. В течение двух суток в продаже был только бензин марки Аи-80. Остальные марки отпускались по специальным картам постоянных клиентов, госзаказам и заключённым ранее договорам. Топливом торговали только АЗС «Роснефти», куда выстраивались большие очереди, однако цену на топливо подняли также в среднем на рубль. Перебои в поставках на себе ощутили практически все независимые розничные АЗС. Топливо к ним приходит с опозданием и, как утверждают пред-приниматели, по закупочной цене, превышающей розничную стоимость на заправках крупных компаний-поставщиков.

Между тем региональное УФАС нарушений антимонопольного законодательства игроками регионального рынка нефтепродуктов в настоящее время не выявило. «Мы ведём ежедневный мониторинг оптовых и розничных цен на бензин, – отметили в пресс-службе УФАС, – отслеживаем фактическое наличие бензина на топливных хранилищах субъектов рынка. Однако никаких нарушений антимонопольного законодательства не выявлено». 

Власти региона направили телеграммы в адрес заместителя министра энергетики России Сергея Кудряшова и президента компании «Роснефть» с просьбой выделить дополнительный объём бензина для независимых заправочных станций. В минувшую пятницу на АЗС независимых операторов в Иркутской области поступило 400 тонн бензина. По последней информации, в ближайшие два дня «Газпромнефтью» и «Роснефтью» планируется отгрузить и начать распределять объёмы – 1 тысячи тонн и 7 тысяч тонн соответственно. «Поэтому в ближайшие два дня эти объёмы поступят в розничные сети и с топливом проблем не будет», – говорит заместитель министра экономического развития Иркутской области Руслан Ким. На этой неделе он проверил крупные АЗС в Иркутске. Первый пункт проверки – АЗС «Роснефти». Цена за литр бензина марки Аи 92 – 26,2 рубля, поэтому на заправке скопилось много машин. На АЗС «КрайсНефти» машин поменьше и цена выше – 29 рублей за литр 92-го. Нет проблем с топливом и на заправках сети «Омни». Цена там тоже 29 рублей за литр. Разницу в ценах на АЗС в областном министерстве экономического развития объясняют тем, что большинство оптовых закупок нефтепродуктов сейчас проводится на бирже, которая зависит от ситуации на топливном рынке страны.

Кому война, а кому мать родна 

По мнению эксперта компании «Капитал» Виталия Крюкова, причина топливного кризиса в Иркутской области связана с резким падением объёмов переработки на АНХК (который является дочерним предприятием «Роснефти» и снабжает большую часть АЗС в регионе) на 2,3% в первом квартале 2011 года относительно первого квартала 2010-го при ажиотажном спросе, в том числе из соседних регионов. В апреле переработка снизилась на 6,2% по сравнению с апрелем 2010 года. В этой ситуации «Роснефть» в первую очередь обеспечивает поставку топлива на собственные АЗС, а потом уже, по остаточному принципу, – на независимые заправки. 

Однако начальник производственного отдела АНХК Михаил Замятин заявил, что никакого падения объёмов переработки нефти в первом квартале нет, напротив, они увеличились на 42 тыс. тонн с начала года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Более того, произошло резкое увеличение объёмов продаж почти в два раза. «Причина, на мой взгляд, проста: из-за нездорового искусственного ажиотажа по стране частники стали закупаться впрок, причём сбыт пошёл в основном за счёт Иркутской области. К примеру, у нас в Ангарске три заправки, и если для них уходила одна цистерна в сутки, то сейчас они везут две. Притом что 30% бензина, который производит Ангарский нефтехимический комбинат, реализуется в Иркутской области, остальные 70% – в других регионах.

Потерпите, скоро всё закончится 

Как рассказал «Сибирскому энергетику» эксперт по нефтегазовой отрасли компании «Метрополь» Сергей Вахрамеев, на самом деле топливный кризис в России, в том числе в Иркутской области, должен пойти на спад уже в текущем месяце. «С 1 июня вступит в силу постановление правительства РФ, которое подразумевает увеличение ставок таможенных пошлин на отдельные виды топлива, к примеру, по нафте они должны вырасти с 34 до 100 долларов за тонну, – отметил эксперт. – Кроме того, запретительная пошлина на экспорт бензина из России продлена до 1 июля. Её величина для бензина с 1 июня составит 415,8 доллара за тонну». 

Как пояснил Сергей Вахрамеев, соответствующее распоряжение, направленное на борьбу с топливным кризисом в стране, подписал глава правительства Владимир Путин. Согласно документу, экспортная пошлина на сырую нефть в России с 1 июня выросла на 1,9% – до 462,1 доллара за тонну (с 1 мая она составляет 453,7 доллара за тонну). «Это означает, что крупным нефтяным компаниям станет невыгодно поставлять сырьё на экспорт, таким образом, ситуация на рынке должна измениться уже в этом месяце». 

Надо строить новый завод

По мнению Сергея Вахрамеева, в сложившейся ситуации почти в равной степени виноваты как нефтяные компании, так и политика властей. К примеру, нефтяники за последние годы не строили нефтеперерабатывающих мощностей, предпочитая гнать сырую и полупереработанную нефть за рубеж, удерживая при этом высокие цены на бензин внутри страны. 

С другой стороны, власть никак не стимулировала нефтяников к развитию нефтепереработки, постоянно повышая сборы, налоги и акцизы, но при этом требуя снижения цен или как минимум их стабилизации на текущем уровне. В результате наращивание объёмов выпуска бензина для внутреннего потребления стало для нефтяных компаний нецелесообразным, что в условиях повышения спроса привело к дефициту топлива. Известно, что компания «Роснефть» ещё в первом квартале отправила на экспорт более 500 тыс. тонн топлива, что послужило также одной из причин дефицита на внутреннем рынке. 

Как сообщил «Сибирскому энергетику» первый заместитель председателя комиссии по естественным монополиям Совета Федерации РФ Валентин Межевич, пресловутый бензиновый кризис в стране возник из-за начала сезонных ремонтных работ на нефтегазовых мощностях. «Конечно, этого не должно быть, поскольку нефтяные компании должны избегать таких накладок, составлять планы ремонтных работ. Если говорить в целом, система нефтепереработки давно устарела, требует модернизации и строительства новых нефтеперерабатывающих заводов». 

По мнению сенатора, в Иркутской области необходимо построить ещё один нефтеперерабатывающий завод, теперь на севере региона. «Было бы оптимально построить в ближайшее время НПЗ в Усть-Куте, поскольку на севере разрабатывается ряд перспективных нефтяных месторождений – Яракта, Дулисьма, Данилово, – чтобы сразу перерабатывать на месте. Это не только удобно в логистике, но и позволит создать второй ценовой ориентир и независимость от монополии». 

Валентин Межевич отметил, что, так или иначе, в данной ситуации необходимо разобраться. «Что это – искусственный дефицит топлива и соответствующее повышение цен на него? Или действительно на это есть объективные причины? Необходимо провести расследование», – заявил сенатор. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры