издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Резиновые крошки

Переработка отработанных автошин остаётся уделом инициативного малого бизнеса

Проблема утилизации изношенных автомобильных покрышек в Иркутске начала решаться в последние несколько лет. Выброшенные в большом количестве шины, представляющие серьёзную опасность, сейчас попадаются в черте города и на ближайшей к нему территории всё реже и реже. Это – заслуга небольших предприятий-переработчиков, которые начали появляться по личной инициативе предпринимателей три-четыре года назад. Несмотря на то что они пережили экономический кризис и продолжают функционировать, бизнес остаётся малорентабельным, а в его работе случаются перебои из-за отсутствия системы сбора отходов. Поэтому, уверены в городской администрации, переработчиков нужно поддерживать всеми возможными способами.

Не подвергаются биологическому разложению, огнеопасны, при складировании являются идеальным местом размножения грызунов и кровососущих насекомых. Всё это – об изношенных автомобильных шинах. «Лет шесть назад у нас в городе с ними была громадная проблема – скопилась масса покрышек, они просто повсюду валялись, – рассказала заместитель начальника управления по охране окружающей среды и экологической безопасности – начальник отдела экологической безопасности и контроля администрации Иркутска Наталья Ступина. – Но не было возможности их утилизировать». При этом на городском полигоне твёрдых бытовых отходов складировать покрышки запрещено – они занимают слишком много места, а площади ограничены, предприятий же по переработке в то время не существовало не только в областном центре, но и на всей территории региона. 

Первое из них получило лицензию только в конце 2007 года. «В то время сделать это, пройдя весь круг согласований, было очень сложно», – подчеркнула наша собеседница. Тем не менее в изданном два года назад по инициативе администрации Иркутска каталоге-справочнике предприятий по переработке вторичного сырья только в нашем городе значились уже три компании, принимающие отработанные шины, ещё две зарегистрированы в Братске. Две из них – ООО «Тевес» и ООО «ЛДЗ ЭКО» – в 2010 году переработали 3 тыс. тонн отработанных резинотехнических изделий. «Наметилась положительная тенденция: такую картину, как выброшенные шины, мы замечаем всё реже и реже, – сказала Ступина. – Так что глобальной проблемы по утилизации сейчас нет». 

От тротуарной плитки до битума

Попытка корреспондента «Сибирского энергетика» связаться с двумя из трёх переработчиков оказалась безуспешной. По указанным  в каталоге телефонам одной компании – ООО «Международное сотрудничество» – оказались квартиры, к тому же занимающейся переработкой резины фирмы с таким названием не записано в существующих справочных системах. Один из телефонов второго переработчика, «ЛДЗ ЭКО», оказался отключён, по второму не отвечали несколько дней. Однако предприятие с таким названием существует и работает, его представители не так давно побывали в городской администрации. В настоящее время власти Иркутска уточняют телефоны и адреса компаний-переработчиков, которые могли измениться за прошедшие два года, посколько готовится новое издание справочника. 

Связаться с руководством первого в Иркутской области завода по переработке автошин проблемы не составило. Директор ООО «Тевес» Сергей Спорышев рассказал, что мощности его предприятия, рассчитанные на утилизацию 3 тыс. тонн покрышек в год, загружены практически полностью. Параллельно с оборудованием, предназначенным для переработки вторсырья, на заводе действует линия по производству изделий из резиновой крошки – тротуарной плитки, покрытия для спортивных и детских площадок, гидроизоляции и прочего. Плитка, которую производит предприятие, получается менее скользкой, чем традиционная, вдобавок она отличается лучшей морозоустойчивостью и большей прочностью. Однако её стоимость примерно на 30 – 40% выше, чем у более привычных аналогов, так что пока большей популярностью пользуются искусственные покрытия.

Впрочем, переработчики автомобильных покрышек существуют не только в Иркутске – два предприятия зарегистрированы в Братске. Индивидуальный предприниматель Александр Митюгин, который занимается утилизацией опасных отходов с 1993 года, также начал работать с резинотехническими изделиями. Однако он решил проблему с переработкой сырья несколько по-другому. В 2004 году Митюгин вместе с доцентом кафедры автомобильных дорог Иркутского государственного технического университета  Виктором Алексеенко, профессором Иркутского государственного университета (ИГУ) Валерием Кижняевым и аспирантом ИГУ Романом Житовым начал реализовывать проект по выпуску битумно-резиновых композитов, которые используются в дорожном строительстве. Как и в случае с тротуарной плиткой, его свойства отличаются в лучшую сторону от традиционного сырья. Например, температура хрупкости у битумно-резинового композита, получившего название БРК-ИГУ, составляет минус 31 градус по Цельсию, тогда как у широко распространённого нефтяного битума БНД 90/130 – только минус 17 градусов, а у композитного материала БИТРЭК – минус 20 градусов. Температура плавления у БРК-ИГУ, напротив, выше, как и водостойкость. Эти и другие преимущества в итоге дают в полтора-два раза больший срок службы дорожного покрытия. 

Свои плюсы есть и для предпринимателя. «В случае с резиновой крошкой нет выхода на конечный продукт, ты просто перерабатываешь один вид отходов в другой, – заметил Митюгин. – А мы сейчас делаем так, что она пойдёт на битум, в котором будет большая потребность». Несмотря на то что разработка технологии велась семь лет назад, о её применении Митюгин говорит в настоящем времени: пока мощности, рассчитанные на переработку 1000–1200 тонн резины в год, загружены примерно на 30–40%, и производятся на них в основном применяемые в строительстве мастика и гидроизоляционное покрытие. Дорожные строители пока лишь провели испытания композитов. «Мы ещё только запускаемся, сейчас, надеюсь, начнём варить до 400 тонн мастики и битума из резины», – подчеркнул Митюгин. Возможно, в ближайшее время будет запущена установка в иркутском посёлке Марково, которую уже смонтировали и испытали. Заработает она или нет, зависит уже от дорожников, по заказу которых установка была возведена. Кроме того, переоборудовать под выпуск битумно-резинового композита можно и существующие асфальтобетонные заводы, причём за-траты на это будут относительно невелики. 

Двоякий эффект преимущества 

Невелика и стоимость композита БРК-ИГУ. Его оптовая цена составляет 25 рублей за килограмм, тогда как его аналоги, которые предлагают другие компании в Иркутской области, стоят от 40 рублей за килограмм. «Так что рентабельность производства битумно-резинового композита очень высока, даже если цена на него достигнет, скажем, 35 рублей», – подчеркнул предприниматель. Материал, по его мнению, будет востребован на рынке, а возможности его сбыта практически не ограничены. Кроме невысокой цены, свою роль должны сыграть и прошлогодние изменения в федеральном законодательстве, согласно которым в дорожном строительстве должны использоваться модифицированные компоненты. 

В случае с тротуарной плиткой дело обстоит гораздо сложнее. «С учётом стоимости её преимущества для частного покупателя перестают быть абсолютными, – заметил глава фирмы «Тевес». – А во властных структурах проекты составляют в основном отделы капитального строительства, работающие ещё по советским СНиПам, им эта продукция, как правило, незнакома. Она новая, её довольно сложно продвигать». Заместитель председателя комитета по экономике – начальник управления по стратегическому развитию и инновационной политике администрации Иркутска Евгений Семёнов также отметил, что именно цена плитки, сделанной с применением переработанной резины, мешает распространять её повсеместно: по федеральному закону о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд решающее значение при выборе подрядчика, который берёт на себя ремонт улиц, имеет стоимость работ. Однако эксплуатационные качества плитки значительно выше, а расходы на обслуживание – ниже, так что в конечном итоге всё равно выходит экономия средств. Семёнов подчеркнул, что преимущества новых технологий, пусть пока и более дорогих по сравнению с существующими, понимают и на федеральном уровне, поэтому в закон о госзакупках будут вноситься изменения – на этот счёт есть поручения президента РФ Дмитрия Медведева, возглавляющего комиссию по модернизации и технологическому развитию экономики России. 

Несмотря на то что действующее законодательство сдерживает применение новых технологий за счёт бюджета, содержащая резиновую крошку плитка уже появилась возле торгового дома «Шанхай-Сити» в центре Иркутска и в Ленинском рай-оне вблизи остановки общественного транспорта «Кинотехникум». Использовать её предполагается и при создании аллеи инноваций в Иркутске. 

«Мы сами ездим, собираем» 

В то же время какими бы оптимистичными ни были планы по внедрению новых технологий, пока работающие над ними компании сталкиваются с многочисленными сложностями. Как и в случае с переработкой пластика, о чём уже писал «Сибирский энергетик», предприятия по утилизации резины действуют без поддержки со стороны властей. Для кого-то это не представляет проблем, как для Митюгина. Однако Спорышев вполне справедливо заметил, что в зарубежных странах переработчикам выделяют субсидии, тогда как у нас приходится «вариться в собственном соку». «Мы вынуждены арендовать помещения, а арендная плата кусается, – добавил он в подтверждение своих слов. – Расходы по кредитам – наша линия, к примеру, обошлась под миллион долларов – мы тоже несём сами. Так что государство только декларирует необходимость переработки отходов, а реально ему эта деятельность не требуется». По словам Ступиной, муниципальные власти ограничены в своих действиях, поэтому они вынуждены ограничиваться информационной поддержкой. В Иркутске её оказывают в максимально возможных объёмах: помимо того что был издан каталог-справочник предприятий, о деятельности переработчиков рассказывают по местному телевидению, а их самих информируют о том, в каких компаниях скапливаются отходы, которые необходимо утилизировать. «Финансовая поддержка в рамках программы экологического благополучия или схемы санитарной очистки города не предусмотрена», – констатировала замначальника управления по охране окружающей среды. 

Однако у переработчиков остаётся возможность получить субсидии за счёт существующих в городе и области программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Экологи из администрации Иркутска также намерены добиться финансирования работ по созданию системы сбора отходов для последующей передачи компаниям-переработчикам. «Мы сейчас пытаемся доказать необходимость выделения средств нашим финансистам, – рассказала Ступина. – Я думаю, мэр нас поддержит». Пока же переработчики вынуждены сами заключать договоры с юридическими лицами на приём отходов. Количество физических лиц, обращающихся в ту же фирму «Тевес», ничтожно. Отчасти это связано с ценой переработки – она достигает 2,5 тыс. рублей за тонну, а отчасти с отсутствием экологической культуры воспитания и образования. «Мы сами ездим, собираем шины, – констатировал Спорышев. – Люди не сдают нам их за деньги, да и бесплатно не повезут, а предпочтут выбросить». Наша собеседница в городской администрации полагает, что именно плата за взятые на утилизацию покрышки играет против переработчиков. По её мнению, плату необходимо включать в стоимость конечной продукции. А тех, кто сдаёт отходы на переработку, целесообразно поощрять. Вопрос только в механизме. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры