издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Вокруг бензина

На неделе тема дефицита нефтепродуктов создала немало информационных поводов. Минэнерго РФ предложило новый вариант законопроекта о нефти, дающий право государству вмешиваться в процесс ценообразования на ГСМ при росте ценника 10% в месяц. ФАС возбудила несколько дел в отношении производителей топлива. А вице-премьер Сергей Иванов нашёл свои доводы для критики нефтяников.

Новосибирск взорвал эфир

С начала года бензин в среднем по стране подорожал на 13,9% (при инфляции за этот же период в 4,7%), гласят данные Росстата, которые приводит газета «Ведомости». Но в течение месяца даже предлагаемых Минэнерго скачков цен более чем на 10% в среднем по стране не было. Максимальный рост зафиксирован с апреля по май (3,6%), когда в стране разразился топливный кризис: 10 регионов столкнулись с острой нехваткой топлива, а в 73 областях стоимость бензина росла опережающими темпами. Однако в отдельных регионах рост стоимости бензина более чем на 10% всё-таки зафиксирован, например, в Курске с 25 апреля по 3 мая цены взлетели на 20%. 

Не было ни одного СМИ, не коснувшегося на этой неделе проблем новосибирских автомобилистов. В минувшие выходные на большинстве АЗС Новосибирска бензин подорожал на 3–3,5 рубля за литр, при этом сразу две сети АЗС перестали продавать топливо, ссылаясь на его отсутствие, передаёт НГС. Новости. На заправках образовались очереди за бензином. По подсчётам Новосибирскстата, подорожание бензина Аи-92 за неделю составило 5,15% (с 23,49 до 24,7 рубля за литр), Аи-95 – 4,39% (с 25,04 до 26,24 рубля). 4 октября Новосибирское УФАС России возбудило в отношении 17 хозяйствующих субъектов дело по факту роста цен на бензин на отдельных АЗС Новосибирска.  Дело возбуждено по признакам нарушения ч. 1 ст. 11 Закона «О защите конкуренции», которая налагает запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов, если они могут привести к установлению или поддержанию цен. Новосибирское УФАС России провело 1–4 октября собственный мониторинг цен на новосибирских АЗС и установило, что за четыре дня рост цен на бензин составил 11–17%. Рассмотрение дела назначено на 26 октября 2011 года.

После того как за одну ночь автозаправки «Лукойл-стар» увеличили в Томске стоимость горючего почти на 7,6%, антимонопольщики пообещали наказать компанию и потребовали понизить стоимость топлива до прежнего уровня. «До 4 октября бензин Аи-92 стоил на заправках «Лукойла» 24 рубля, наутро водители удивились новой цене – 26 рублей 90 копеек, – рассказал Life News заместитель руководителя Томского УФАС России Игорь Бутенко. – Такой резкий скачок цен нарушает антимонопольное законодательство, и мы будем разбираться в его причинах».

Бензинового кризиса испугались во многих регионах Сибири. Некоторые СМИ связали дефицит бензина с реконструкцией оборудования, которая сейчас проводится на Омском нефтезаводе. Местные чиновники пытались остановить возникшую панику. Министру промышленной политики, транспорта и связи Омской области Александру Горбунову пришлось выступить с официальным реабилитирующим завод заявлением: предпосылок для бензинового кризиса в регионе нет. «Объёмы производства на нефтезаводе не упали, – цитировали в среду Горбунова информагентства. – В первом квартале был рост на 115% по отношению к первому кварталу 2010 года, во втором квартале – 97%, в третьем – 120% по отношению к аналогичному периоду 2010 года. Сокращения никакого нет. Скорее всего, кому-то выгодно подогреть ажиотажный спрос на бензин в других городах». 

Ресурс Минэнерго в законопроекте

Минэнерго не отказывается от идеи административного регулирования цен на топливо. В разгар популярности темы дефицита бензина свою лепту в её обсуждение внесло Минэнерго. Как пишет «КоммерсантЪ», согласно последней версии законопроекта «О нефти», госрегулирование будет вводиться, если цены на топливо будут расти более чем на 10% за месяц (предыдущая редакция предполагала введение госрегулирования при их росте более чем на 30% в месяц).

Чтобы исключить дефицит при реализации подобного сценария, Мин-энерго добилось от нефтяных компаний письменных обязательств по сохранению объёмов поставок на внутренний рынок, а также заставило нефтяников нарастить запасы. В частности, в среду заместитель главы Минэнерго Сергей Кудряшов обсудил с руководителями нефтяных компаний вопросы обеспечения топливом внутреннего рынка. По словам заместителя министра, запасов бензина на НПЗ и нефтебазах сегодня на 30% больше, чем годом ранее (1212,2 тыс. тонн против 932 тыс.). Кроме того, господин Кудряшов напомнил, что с введением с 1 октября нового налогового режима «60–66» поставки нефтепродуктов на внутренний рынок будут рентабельнее экспорта нефти на 50 долларов с одной тонны.

Одновременно заместитель главы Минфина Сергей Шаталов заявил, что ведомство не видит оснований для отмены в ближайшее время антикризисной экспортной пошлины на бензин и нафту в размере 90% от нефтяной. Хотя аналитики и высказывали предположение, что правительство пойдёт на сделку с нефтяными компаниями: экспортная пошлина на нафту будет снижена в обмен на обязательство компаний удерживать розничные цены и объёмы поставок на внутренний рынок. 

До недавнего времени ряд чиновников весьма скептично оценивали перспективы проекта закона «О нефти», рассматривая его как неуклюжую попытку Минэнерго перетянуть часть полномочий ФАС и Минприроды, констатирует «Коммерсантъ». Однако проблемы мировой экономики, чреватые снижением мировых цен на нефть и ослаблением связанного с ними курса рубля, могут заставить российское правительство заранее позаботиться об инструменте госрегулирования бензиновых цен на случай их резкого роста в рублёвом выражении. Однако аналитики говорят, что пороговое значение для введения госрегулирования в размере 10% — это очень большая величина при стабильном курсе рубля. Законопроект Мин-энерго, безусловно, учитывает изменения цен на нефть и курс рубля. «Фактически эта мера является некоторой защитой от роста мировых цен на нефть и от ослабления рубля»,— полагает директор по развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков, отмечая, что ключевым вопросом в связи с этим является то, на каком базисе будет проводиться мониторинг Минэнерго, – на опте или на рознице. 

ФАС придумала, как решить проблему дефицита бензина

[title=»Лоббизм нефтяников причинил ущерб автопрому» width=»100%»]
Именно так считает вице-премьер РФ Сергей Иванов, о чём он  заявил во вторник на форуме «Эксперт-400», сказав своё особое слово в хоре критических высказываний в адрес НК. «Российская автомобильная промышленность пострадала из-за решения правительства отложить переход на стандарты топлива «Евро-3» и «Евро-4», – цитирует вице-премьера РФ Сергея Иванова РИА «Новости».
Правительство РФ в начале сентября одобрило внесение в действующий техрегламент изменений, продлевающих оборот бензинов и дизельного топлива стандарта «Евро-2» на два года (до 31 декабря 2012 года), «Евро-3» – на три года (до 31 декабря 2014 года), «Евро-4» – на год (до 31 декабря 2015 года). В июне Министерство энергетики подготовило пакет предложений об отсрочке введения запрета на оборот бензина стандарта «Евро-2». Сторонники этой меры утверждают, что Россия ещё не готова к переходу на более безопасное для окружающей среды топливо, потому что большинство машин в России ездит на бензине, соответствующем стандарту «Евро-2». При «раннем» переходе может возникнуть дефицит топлива, предупредили нефтяники. Чиновники Минэкономразвития, со своей стороны, считают реальным ускоренный переход на передовой стандарт «Евро-4».
«Получается, что двигателестроители, и не только на «АвтоВАЗе», но и на «КамАЗе», вложили большие деньги к определённому периоду, а топлива как не было, так и нет», – посетовал вице-премьер Иванов. В результате машиностроительному комплексу нанесён экономический ущерб, дал понять Иванов. Автопроизводители инвестировали значительные средства в разработку новых двигателей, пригодных для работы на топливе класса выше «Евро-3». «Известно, что после этого произошло. 
Куда более богатые нефтяники пролоббировали, не побоюсь этого слова, решение о переносе перехода на стандарты «Евро-3» и «Евро-4», – заявил вице-премьер.

Но бензиновый кризис уже не миф. Остро его чувствуют независимые трейдеры, получающие топливо от крупных нефтяных компаний по остаточному принципу. ФАС определилась, с кем она в этом противостоянии. Как рассказал РБК daily замглавы ведомства Анатолий Голомолзин, ФАС предлагает обязать владельцев НПЗ заключать типовые договоры на поставку топлива независимым АЗС. Чиновники надеются, что таким образом будут защищены права всех участников топливного рынка от монополизма крупных игроков.

ФАС предлагает упорядочить договорные отношения между нефтяными компаниями – владельцами НПЗ и независимыми операторами рынка и ввести в деловой оборот практику заключения типовых договоров, в которых должны быть строго прописаны симметричные права и обязанности сторон, рассказал РБК daily Анатолий Голомолзин. По его словам, контракты на поставку существуют и сейчас, но поставщики могут отказаться от их исполнения без мотивации причин. «Наша практика рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства показывает, что компании уклоняются от формирования чётких договорных отношений. Стороны заключают договор, но там нет существенных условий – сроков, точных объёмов, обязательств, они являются предметом дополнительного согласования уже по телефону», – добавил Голомолзин. В итоге привлечь виновных в злоупотреблении своим положением фактически невозможно.

«Руководство НПЗ никогда не объясняет причин, по которым конкретному трейдеру было отказано в отгрузке нефтепродуктов», — говорит один из представителей рынка. Собеседник указывает на то, что при осуществлении поставок завод нередко пытается покрыть дефицит одного типа нефтепродуктов излишками другого. Например, когда трейдер приезжает на НПЗ, чтоб забрать цистерну 92-го бензина, поставщик может поставить ультиматум: либо вместе с бензином взять такой же объём дизельного топлива, которого чаще всего в избытке, либо он не получит вообще ничего. Никаких отсрочек в платежах или объёмах топлива НПЗ в таких случаях не принимает. Заводы часто не соблюдают и сроки поставки (по договору, как правило, это месяц). Однако подавать в суд на НПЗ в таких случаях не принято: необходимо поддерживать хорошие отношения с поставщиками, чтобы не пришлось искать новых, добавил собеседник РБК daily.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры