Двойная нагрузка
Расходы дорожного фонда могут оказаться непосильными для регионального бюджета
Законодательное Собрание Иркутской области в среду приняло закон «О дорожном фонде Иркутской области». Чиновникам и дорожникам удалось договориться вовремя: новый закон вступит в силу с января 2012 года, в срок, установленный поправками в Бюджетный кодекс РФ. Планируется, что в будущем году на все инфраструктурные проекты, которые теперь будут финансироваться только из средств фонда, в регионе будет потрачено 5,3 млрд. рублей, что в два раза больше суммы, заложенной в нынешний бюджет. Однако областной минфин оговаривается, что эта сумма является предварительной: около двух миллиардов дополнительных расходов на дорожный фонд в базовом варианте бюджета-2012 пока остаются некомпенсированными. Более того, представитель министерства финансов в разговоре с «Конкурентом» упомянул, что такие серьёзные расходы могут значительно сократить рост других бюджетных статей.
Один из идеологов создания регионального фонда, дорожник и депутат областного Заксобрания Сергей Тен, в разговоре с нашим корреспондентом заметил, что важнее всего при разработке законопроекта было найти общий язык со всеми заинтересованными сторонами, каждая из которых имела свой взгляд на создание фонда. К моменту, когда правительству и депутатскому корпусу удалось сформировать общую позицию, говорит Сергей Тен, прошло около десяти встреч рабочей группы и ещё столько же личных встреч. Однако сейчас, когда принята концепция закона и известны объёмы финансирования, дальнейшая работа должна пойти проще, прогнозирует депутат.
Правительству области в ближайшее время предстоит решить, как будет выглядеть механизм распределения средств фонда. В министерстве финансов Иркутской области уверены, что сметное финансирование здесь недопустимо и деньги должны осваиваться в рамках целевых программ, которые сейчас разрабатывает правительство. Пока же известен только один крупный проект, попадающий под финансирование из фонда: 1,3 млрд. рублей планируется направить на продолжение строительства моста через Ангару. Ещё до подписания закона губернатором, потенциальные получатели средств фонда – иркутские дорожники – предлагают профинансировать реконструкцию участка Залари – Жигалово, завершить работы на дороге Тайшет – Чуна – Братск и расширить транспортную развязку «Маратовское кольцо» в Иркутске.
Отдельной темой является финансирование улично-дорожной сети внутри населённых пунктов. Федеральный законодатель предполагает создание муниципальных дорожных фондов, но, как считают эксперты, местные бюджеты не имеют источников финансирования в отличие от субъекта федерации, который сможет аккумулировать акцизы на топливо, транспортный налог и поступления федерального бюджета. В связи с этим правительству предстоит решить, как не обделить муниципалитеты. По предварительной информации, на внутренние дороги направят сборы от транспортного налога, а размер субсидий будет зависеть от общей протяжённости дорог или от протяжённости дорог, требующих ремонта. По мнению собеседников «Конкурента», ответственные решения по распределению средств комиссия под руководством первого зампреда правительства Владимира Пашкова должна принять в сжатые сроки, пока верстается бюджет будущего года.