издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Цены пошли на взлёт

В Московском авиаузле резко подскочила цена на самолётное топливо. Так, пишут «Новые известия», в «Шереметьево» на этой неделе авиакеросин подорожал на 22%, а в «Домодедово» и «Внуково» с воскресенья стоимость вырастет на 20% и 7,5% соответственно. Есть вероятность, что заплатить за это придётся пассажирам – эксперты предупреждают, что авиабилеты могут подорожать.

Причина роста цен, пишет «Российская газета» в столичном выпуске в среду, – общий недостаток авиато-плива на рынке и увеличение стоимости услуг топливно-заправочных комплексов аэропортов. В Минэнерго же уверяют, что дефицита авиатоплива нет и не будет. «Ситуация с поставками авиакеросина в аэропорты Московского авиационного узла стабильная. Запас топлива превышает нормы», – вслед за Росавиацией подтвердили «РГ» в пресс-службе Минэнерго. На конец дня 31 октября остатки топлива в «Шереметьево» составляли более 32,5 тысячи тонн, в «Домодедово» – свыше 26 тысяч, во «Внуково» – почти 10,8 тысячи тонн. Это при том, что «Шереметьево» и «Домодедово» потребляют по 5 тысяч тонн керосина в сутки.

В начале сентября отечественные аэропорты уже сталкивались с дефицитом авиатоплива. После этого Росавиация обратилась в правительство, попросив распечатать Росрезерв для обеспечения потребностей авиаузлов. Премьер-министр России Владимир Путин пообещал, что при необходимости это будет сделано, однако о том, что резерв был открыт, не сообщалось. В то же время 10 октября замминистра транспорта России Валерий Окулов заявил, что для того, чтобы справиться с нехваткой авиакеросина, из Росрезерва планируется выделить 180 тысяч тонн топлива.

Дефицит авиатоплива никуда не исчез, считают эксперты газеты «Ведомости». По данным на среду, авиакеросин в ТЗК «Шереметьево» с услугой заправки в крыло подорожал на 22% – до 40,5 тыс. рублей за тонну. С 6 ноября переписывает ценники «Домодедово джет сервис». Здесь топливо подорожает на 20% – до 40,7 тыс. рублей за тонну. Меньше всего цены на керосин вырастут во «Внуково» (контролирует «Газпромнефть-аэро»). Там с 6 ноября тонна авиакеросина подорожает на 7,5% – до 35,5 тыс. рублей. Это самый существенный рост цен за год. Пока с января керосин подорожал на 26%.

В ТНК-ВР рост цен объясняют «сохраняющимся повышенным спросом» на авиакеросин. Общий дефицит авиатоплива в Москве сотрудник «Роснефти» оценивает на уровне 10%. На прошлой неделе спрос на керосин на СПбМТСБ превысил предложение в 25 раз, говорится в отчёте ИАЦ «Кортес». 

Биржевые торговцы считают, что надо активнее продвигать в России биржевые торги. «Если все 100% нефтепродуктов будут реализовываться через биржи, а не через перекупщиков и «дочерние» сбытовые структуры, дефицита не будет, – уверяют эксперты «РГ». – Когда весь товар выкладывается на биржу, можно увидеть, есть дефицит или нет. И вопросы на тему, почему уровень потребления растёт, а уровень производства остаётся прежним, адресовать производителям. Кроме того, 100-процентные биржевые торги полностью решают проблему открытости ценообразования. Диктовать цены будет рынок». Пока в России рекомендовано продавать на торгах лишь 15% нефтепродуктов.

Тем временем вице-премьер правительства Игорь Сечин, курирующий в правительстве ТЭК, сообщил журналистам, что многие компании не заинтересованы в создании альтернативных топливозаправочных комплексов и при этом вбрасывают истории о том, что дефицит топлива, рост цен на него в аэропортах носят объективный характер. «Во всех аэропортах, в которых пассажирооборот превышает 2 миллиона человек в год, правительство будет требовать строительства альтернативных топливно-заправочных комплексов, а в некоторых местах – не меньше трёх», – заявил вице-премьер. Что касается сезонных колебаний, то для их сглаживания Росрезерв может предоставить авиакомпаниям необходимые объёмы, сказал Сечин. Но пока с просьбой о выделении топлива из Росрезерва в правительство обратился только екатеринбургский аэропорт «Кольцово».

В первую очередь, считают эксперты, от нехватки керосина  у топливозаправочных компаний пострадают мелкие и средние перевозчики.  Крупнейшие компании, в частности «Аэрофлот» и «Трансаэро», сами покупают топливо напрямую у нефтяных компаний и платят ТЗК лишь за хранение керосина. На их долю в трёх московских аэропортах, говорится в официальном сообщении Минэнерго, приходится 97,8% всех поставок топлива.  «Стоимость авиатоплива по долгосрочным контрактам осталась без изменений, – уверяет представитель ТНК-BP. – ТНК-ВР в полном объёме и в срок выполняла и будет выполнять обязательства перед партнёрами». Представители «Аэрофлота» и «Трансаэро» это подтверждают. По словам генерального директора «Авиачартера» (крупнейший консолидатор чартеров, посредник между авиакомпаниями и туроператорами) Сергея Азарскова, рост цен на их билеты может составить 6-7%, или 20-30 долларов. 

До весенне-летнего сезона, когда авиакомпании традиционно повышают цены, они не должны измениться, утверждает глава аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев. По его мнению, в «низкий сезон», когда пассажиров и так немного, компании будут летать даже себе в убыток, чтобы были живые деньги на текущие операционные расходы. Исключение могут составить зимние каникулы.

Авиакомпании пока воздерживаются от поспешных действий, учитывая конкуренцию на рынке перевозок. Начальник пресс-службы «Аэрофлота» Ирина Данненберг сообщила «НИ»: «Пока рано говорить о повышении цен на авиабилеты. Но будем смотреть на развитие ситуации, ведь топливная составляющая в цене авиабилета, безусловно, присутствует».  Если говорить о туристических перевозках, то есть договорённости между турфирмами и авиакомпаниями, и постфактум последние поднимать резко стоимость на чартерные рейсы не могут. Так что если верить всем этим прогнозам, то у нас есть шанс долетать по нынешним ценам до лета. 

Между тем, как сообщает «Информ Полис online», в аэропорту «Байкал» в Улан-Удэ до 31 октября из-за малого количества запасов топлива ТС-1 керосин отпускали только для заправки регулярных рейсов. «Это связано с общим дефицитом авиатоплива, – сообщили агентству в ООО «Аэрофьюэлз-Улан-Удэ». – Уверены, что ситуация вскоре выправится». Аэропорт Улан-Удэ практически всё лето и начало осени принимает самолёты, которые по метеоусловиям не могут приземлиться в Иркутске. Часть этих бортов также уходят на запасной аэродром в Братске. Там в конце октября тоже возник дефицит топлива.

Стоимость тонны авиационного керосина в международном аэропорту «Байкал» составляет сейчас 38,4 тыс. рублей. Однако, по данным «Информ Полиса online», в ближайшее время ожидается повышение оптовой стоимости ТС-1 в Сибири. Это неминуемо приведёт к повышению цен на авиабилеты, что не очень хорошо для авиакомпаний в «низкий» сезон полётов. Уточнить, какова ситуация в столице Восточной Сибири, «СЭ» не удалось – накануне выхода материала телефоны пресс-службы аэропорта «Иркутск» не отвечали.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры