издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Приказали долго жить

Судьба Дома Шубина решится не раньше апреля 2012 года

  • Автор: Лариса ШЕЛЕХОВА

Самое старое деревянное здание Иркутска пытаются отсудить у собственников. Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области подала иск об изъятии памятника «Дом жилой Шубина». Заседание по этому делу состоялось 9 ноября. Однако Кировскому районному суду пришлось отложить рассмотрение дела по существу на начало апреля 2012 года: скончался один из собственников здания, а наследникам понадобится как минимум полгода, чтобы получить права на его долю. До этого времени судьба Дома Шубина останется нерешённой: владельцы пока не планируют восстанавливать памятник, власти тоже не могут профинансировать реставрацию дома, поскольку он находится в частной собственности.

Памятник «Дом жилой Шубина», ставший предметом судебного разбирательства, считается самым старым деревянным зданием Иркутска. Предположительно он был построен в 1781 году и, в отличие от остальных построек, уцелел после крупнейшего пожара 1879 года, когда горел весь деревянный центр города. Дом Шубина  интересен с архитектурной точки зрения. Как пишет WikiIrkutsk, памятник принадлежит к числу деревянных зданий с традиционной иркутской планировкой и представляет собой одноэтажный, на подклете (низкий первый этаж, который обычно использовался для хозяйственных нужд) особняк с прирубом к боковому фасаду, в котором расположены крыльцо, сени и лестница. Причём есть и так называемый антресольный этаж прируба, на котором был устроен открытый балкон. Антресольный этаж  – одна из характерных архитектурных хитростей времени: в те годы в Иркутске существовал официальный запрет на строительство двухэтажных домов, поэтому маленький чердачный этаж был виден только со двора. 

Дом Шубина любопытен ещё и своим названием. Как утверждается в различных источниках, в архивных документах, где зафиксированы имена многочисленных владельцев здания с 1876 года, ни разу не встречается фамилия офицера Шубина, чьё имя носит дом. Первой собственницей здания числится чиновница Анна Дудкина, которая проживала с коллежским советником, старшим  ревизором контрольной палаты Николаем Шишмаревым и его сыном вольнонаёмным служащим Управления государственным имуществом Германом Шишмаревым. В 1915 году последний становится владельцем усадьбы. Неизвестно, купил ли он дом или тот достался ему по наследству. После его смерти в 1935 году дом переходит к Акулине Шишмаревой.  Владелица скончалась в 1943 году, и собственником стал её сын Александр Черных, который в декабре этого же года продал половину имущества Тамаре Рекославской, а в марте 1950 года – ещё четверть имущества Варваре Семиной; эта часть собственности много раз переходила из рук в руки. Сейчас у дома три хозяина с фамилиями Рекославский, Ухов, Полнарева. Именно они стали ответчиками по делу в Кировском районном суде Иркутска.

Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области подала иск на собственников Дома Шубина в июле 2011 года. Процессу предшествовали переговоры сторон, которые не увенчались успехом.  Суть иска сводится к требованию отобрать у трёх владельцев памятник, поскольку те не соблюдают охранные обязательства и запустили здание, которое перестало быть жилым и находится в полуразрушенном состоянии из-за регулярных пожаров. На памятник был наложен судебный арест, который запретил собственникам проводить операции с недвижимостью. Как заявлял ранее руководитель службы Виталий Барышников, если бы удалось изъять дом, его можно было бы выставить на аукцион и продать инвесторам с обременением на восстановление. «На мой взгляд, в этом деле всё ясно», – заключил он.

Рассмотрение дела дважды откладывалось из-за того, что судья Анжик Тимофеева была в отпуске, а затем болела. На заседании 9 ноября могло состояться рассмотрение дела по существу, однако его пришлось перенести из-за смерти одного из собственников Дома Шубина, Т.З. Ухова (ему принадлежала четверть здания – подвал). Как отметила судья Анжик Тимофеева, теперь предстоит установить наследников доли покойного. Она без объяснения причин категорически отказала прессе  в присутствии 9 ноября на заседании, где должны были обсуждаться вопросы наследования. 

Смерть совладельца памятника, очевидно, не изменила позиции сторон, которые в полном составе (за исключением умершего) явились на заседание. Служба охраны  объектов культурного наследия Иркутской области продолжила настаивать на изъятии дома. Собственники,  в свою очередь, противятся решению, хотя, как сообщил один из них, из-за проволочек с пакетом документов ещё не подготовили официальные возражения на претензии истца. Владелец половины здания Александр Рекославский заявил, что обращался к органам власти и инвесторам за помощью в восстановлении памятника, однако не получил поддержки. За это время здание пришло в негодность. Собственник добавил, что  владельцы были готовы расстаться с памятником площадью более 100 кв. метров, но при условии его выкупа по рыночной цене. «А так просто изъять в пользу государства и даже не указать, под какие нужды, – незаконно. Хотя я почти уверен, что процесс мы проиграем», – сказал Рекославский. 

На процедуру перехода доли умершего собственника к его дочери уйдёт как минимум полгода, полагают участники процесса. По словам одного из них, рассмотрение дела в суде может затянуться из-за того, что сын покойного намерен оспорить завещание отца и тоже побороться за долю в Доме Шубина. Суд  назначил следующее заседание на начало апреля. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры