издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Агентское вознаграждение

Просроченная дебиторская задолженность потребителей перед «Иркутскэнергосбытом» по итогам 2011 года значительно превышает 1 млрд. рублей. Из этой суммы около 700 млн. приходится на долю предприятий жилищно-коммунального хозяйства, ещё 250 млн. задолжали электрические котельные и 180 млн. – население. Однако собираемость платежей в наиболее проблемной для компании сфере ЖКХ удалось поднять за счёт заключения агентских договоров с управляющими компаниями. Но полностью компенсировать просроченные долги эта мера пока не позволяет.

«Основными проблемными точками для нас по-прежнему являются ЖКХ, электрокотельные и теплично-парниковые хозяйства», – рассказал корреспонденту «Сибирского энергетика» директор ООО «Иркутская энергосбытовая компания» Сергей Бабкин. В частности, долг последних в настоящий момент превысил 100 млн. рублей. Просроченная дебиторская задолженность населения несколько выше – 180 млн. рублей. Предприятия, ответственные за эксплуатацию электрических котельных в Братском, Нижнеилимском и других районах Иркутской области, задолжали «Иркутскэнергосбыту» большую сумму – 270 млн. рублей, причём платежи на 250 млн. рублей просрочены. 

Однако объём просроченной задолженности в сфере ЖКХ превышает долги предприятий других отраслей и населения вместе взятых. Он вплотную подобрался к отметке в 700 млн. рублей. Пытаясь решить эту проблему, «Иркутскэнергосбыт» применяет несколько вариантов отношений с управляющими компаниями. Первый, и самый простой, состоит в том, что население платит УК, а та уже перечислят средства энергосбытовой компании (такая схема применяется в тех случаях, когда собираемость платежей равна 100%). Во втором случае «Иркутскэнергосбыт» заключает с УК агентский договор, и компании совместными усилиями занимаются сбором платежей и работают с населением. И наконец, третий способ – прямые договоры с потребителями. «Наиболее эффективной оказалась вторая схема, поскольку при ней все начисления и платежи становятся прозрачными», –  подчеркнул Бабкин.

В 2011 году её применили в трёх городах: Железногорске-Илимском, Черемхове и Усолье-Сибирском – наиболее проблемной для «Иркутскэнергосбыта» территории. Кроме того, её внедрили некоторые управляющие компании из Братска и Усть-Илимска. Результаты не замедлили себя ждать: например, в Черемхове собираемость платежей выросла почти на 30% и достигла 100%. В Железногорске-Илимском этот показатель увеличился с 64–66 до 88%, а в Усолье-Сибирском – с 70 до 83%. «В среднем собираемость после перехода на агентские договоры увеличивается на 10–12%», – отметил Бабкин. Впрочем, далеко не везде их удаётся внедрить: в том же Шелехове управляющие компании пока не решаются перейти на предложенную схему расчётов. 

Тем не менее увеличения собираемости платежей удалось добиться не только по населению, но и практически по всем группам потребителей. «Но предпринятых нами мер пока недостаточно, чтобы компенсировать старую дебиторскую задолженность», – констатировал директор Иркутской энергосбытовой компании. При этом, заметил он, просроченный долг практически отсутствует у средних и крупных промышленных предприятий, за исключением ООО «Усольехимпром», ОАО «ПО «Усольмаш» и Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Последний, правда, погасил большую часть про-сроченной задолженности. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры