издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«С уверенностью смотрим в будущее»

Дорожная служба Иркутской области готовится к увеличению объёмов работ в 2012 году

  • Автор: Елена ДАВЫДОВА

В 2011 году Дорожная служба Иркутской области (ДСИО) почти в два раза увеличила объёмы выполненных работ. Служба выиграла 110 аукционов. В реестре года 153 объекта, из них 134 – это ремонт и строительство дорог. В то же время руководство ДСИО оценивает уходящий год как тренировочный. Уже в 2012-м должен заработать региональный Дорожный фонд, это значит, что объёмы финансирования строительства и содержания дорог вырастут. В службе к масштабному увеличению объёмов работ готовы: продолжается обновление технического парка, введены в действие три установки, выпускающие полимерный битум. Всё это позволяет применять новые технологии при строительстве и ремонте дорог. Совершенствуется структура службы, идёт информатизация и автоматизация. Сегодня Дорожная служба – управляемое, мобильное предприятие, способное выполнить сложные задачи.

Показатель возможностей компании 

«Мы впервые решили провести пресс-конференцию. Это показатель того, что Дорожная служба становится прозрачной, понятной. Информации много, мы готовы ответить на любые вопросы» – такими словами начал итоговую пресс-конференцию генеральный директор ОАО «Дорожная служба Иркутской области» (ДСИО) Андрей Кайдаш. Вместе с генеральным директором с корреспондентами общались главный инженер ДСИО Александр Замаратский, коммерческий директор Алексей Парамонов, а также директор Усольского филиала, занявшего первое место в рейтинге ДСИО по итогам 2011 года, Андрей Епишкин. 

Уходящий год был успешным для компании: увеличились и объёмы работ, и финансовые показатели. «За 12 лет Дорожная служба впервые перешагнула рубеж в 2 млрд. рублей, – рассказал генеральный директор компании. – Мы полагаем, что в 2012 году объём выполненных работ увеличится в два раза и составит 4 млрд. рублей. Итоги работы службы оцениваются по индексу EBITDA (прибыль за вычетом выплат по процентам от кредитов, лизинговых платежей, налогов, амортизационных отчислений). Если в 2009 году он составлял минус 10,1 млн. рублей, то в 2011 году увеличился до 218 млн. рублей. Это реальный показатель состояния дел в Дорожной службе, возможностей компании». 

В 2011 году ДСИО выиграла 110 аукционов и вела ремонт и строительство на 134 объектах. Этот показатель на 86% больше, чем в 2010 году. 127 объектов сданы в эксплуатацию, ещё семь будут завершены в следующем году. С опережением графика сделан ремонт девяти километров дороги Качуг – Захал, четырёх участков Байкальского тракта, главной дороги в посёлок Листвянка и основной перечень работ по капитальному ремонту автомобильного моста через реку Ангару в Усть-Илимске. Причём масштабные контракты выполнены меньшим числом специалистов. «В 2001 году в ДСИО работали 4380 работников, в 2011 году – 2331, – рассказал Андрей Кайдаш. – Между тем объём работ на одного специалиста за эти годы увеличился с 262 тыс. рублей до 751 тысячи. При уменьшении численности в два раза выработка увеличилась в три раза». 

В уходящем году продолжилось техническое переоснащение службы, начавшееся в 2010 году. ДСИО приобрела 139 единиц техники на сумму 244 млн. рублей. Обновление парка велось за счёт собственных средств, по лизинговой программе, а также по программе «30 на 70». Эта схема была предложена Мин-экономразвития и предполагает, что 70% на покупку выделяется из федерального бюджета, 30% – собственные средства покупателя. 

По словам коммерческого директора ДСИО Алексея Парамонова, в 2012 году планируется вложить в покупку техники 350 млн. рублей

В следующем году запланировано более масштабное обновление парка. «Объём финансирования на 2012 год – 350 млн. рублей, – рассказал Алексей Парамонов. – Половина средств будет привлечена с помощью нашего постоянного партнёра – Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), с которой мы сотрудничаем с 2009 года. Мы являемся крупнейшим партнёром ГТЛК в Иркутской области, в 2010–2011 годах в лизинг приобретена техника на 280 млн. рублей. В следующем году на лизинговую программу будет направлено порядка 170 млн. рублей». 

В нынешнем году произошла диверсификация доходов службы. Если в 2010 году основной упор был сделан на содержание дорог, на эту статью приходилось порядка 85% доходов компании, то в 2011 году появился новый приоритет – ремонт и строительство дорог. «Раньше мы покупали технику для содержания дорожного полотна – комбинированные дорожные машины, автогрейдеры. Сейчас приобретается всё, что нужно для ремонта и строительства: асфальтоукладчики, грунтовые и асфальтовые катки, а также средства малой механизации, которые позволяют увеличить производительность и улучшить условия труда работников», – рассказал коммерческий директор ДСИО. 

В следующем году парк пополнят 8 автогрейдеров, 10 асфальтоукладчиков, 14 фронтальных погрузчиков, 14 комбинированных дорожных машин, 23 самосвала, техника малой механизации. Дополнительно будет приобретено оборудование для проведения ямочного ремонта струйно-инъекционным способом. В 2009 году Дорожная служба располагала только одной предназначенной для этого машиной БЦМ, сейчас их 12, на следующий год запланирована покупка ещё четырёх. 

Сила дорог – в их основании 

«Запуск эмульсионных установок позволит нам уже на следующий год применить при строительстве и ремонте дорог полимербитум», – рассказал главный инженер Александр Замаратский

2011-й стал для предприятия годом внедрения новых технологий. На дорогах Хребтовая – Новая Игирма и Качуг – Захал опробован метод холодного ресайклинга для стабилизации грунта. Ресайклинг – конкурентное преимущество Дорожной службы, поскольку этот метод снижает стоимость работ, сокращает их сроки и даёт качественный, долговечный результат. «Сила хороших дорог – в их основании, – отмечает генеральный директор ДСИО. – В Канаде и в Америке именно на эту составляющую дорожного полотна обращают особое внимание. С помощью ресайклера можно создавать долговечное монолитное основание дороги от 20 до 50 см, которое отлично держит нагрузку на ось». 

Специалисты Дорожной службы заинтересованы в том, чтобы улучшить качественные характеристики дорожного полотна. Поэтому компания приступила к собственному выпуску полимерных битумных эмульсий. «Обычный битум стекленеет и начинает трескаться уже при 16 градусах мороза, – рассказал Андрей Кайдаш. – Поэтому основная задача присадок и эмульгаторов – максимально снизить температуру, при которой начинает разрушаться асфальт». Для этого дополнительно к одной уже существующей запущены две новые установки в Иркутске – для южных филиалов Дорожной службы и в Братске – для северных, обучен персонал. Мощность каждой установки – 10 тонн в час. «Запуск эмульсионных установок позволит нам уже на следующий год применить при строительстве и ремонте дорог полимербитум», – рассказал о планах Дорожной службы главный инженер Александр Замаратский. 

В нынешнем году в число поставщиков битума для Дорожной службы помимо АНХК был включён и Омский НПЗ. Пока битум доставляется в регион с помощью автомобильного транспорта. Однако в перспективе компания планирует восстанавливать собственный парк железнодорожных вагонов. «В нынешнем году филиалы получили более 12 тыс. тонн битума – это три 70-вагонных состава, – рассказал генеральный директор компании. – В следующем году нам потребуются более серьёзные объёмы: ожидается существенный рост строительства и ремонта. Производство асфальтобетона необходимо будет увеличить в два раза, на столько же больше потребуется нам и битума». 

Оптимистичные планы на следующий год связаны с началом работы Дорожного фонда Иркутской области. Поправка, внесённая депутатами Законодательного Собрания Сергеем Теном и Андреем Кайдашем в областной закон о Дорожном фонде, позволила предусмотреть субсидии для муниципалитетов на проведение ремонтных работ. «Территории получат порядка 800 млн. рублей на ремонт, содержание и строительство дорог», – рассказал генеральный директор Дорожной службы Иркутской области.

На вопрос, доволен ли он суммой, Андрей Кайдаш ответил: «Важно, чтобы дорогами были потом довольны водители и пассажиры. Одно могу сказать точно: увеличение финансирования однозначно означает улучшение состояния дорог. Например, на протяжении 10 лет не выделялись деньги на уборку кустарников в полосе отвода, в итоге возле дорог выросли деревья. Они разрушают покрытие, не дают отвести воду. Сейчас будут выделены средства на уборку кустарника, а ДСИО пополнит парк техники специальными кусторезами». Не исключено, что из Дорожного фонда будет профинансирована инвентаризация и паспортизация дорог региона. «Пока же значительная часть дорог области не имеет ни паспорта, ни категорийности», – отметил Андрей Кайдаш. 

Оценивая сложившуюся стоимость содержания дорог в Иркутской области, глава ДСИО подчеркнул, что она ниже, чем у соседей. По муниципальным трассам сумма составляет порядка 30 тыс. рублей на 1 км в год, по региональным – 80 тыс. рублей, по федеральным – 280–340 тыс. рублей. В то время как в Красноярском крае и Кемеровской области обслуживание 1 км региональных дорог в год оценивается в сумму 130 тыс. рублей. «На следующий год в Иркутской области планируется увеличить финансирование содержания трасс, возможно, мы дойдём до норматива 114 тыс. рублей на 1 км в год», – отметил генеральный директор компании. 

Первое место в рейтинге 

«Наш филиал обслуживает три района – Ангарский, Усольский, Черемховский, 964 км дорог, это трассы федерального, регионального значения и «прочие»
дороги», – рассказал Андрей Епишкин

Для руководителей многих филиалов Дорожной службы уходящий год в очередной раз стал временем для того, чтобы оценить собственную эффективность и понять, что можно улучшить. «Мы долго думали, по каким критериям можно ранжировать все наши 18 филиалов, – рассказал Андрей Кайдаш. – Ведь они разные: различны протяжённость дорог и тип покрытия, число работников, где-то есть мосты, где-то – нет. Экономической службой были предложены 18 критериев оценки, которые включают в себя прибыль, рентабельность, выработку, отношение дебиторской и кредиторской задолженности, долю реализации продукции в общем объёме».

Работа филиалов оценивается уже второй год. Первое место в рейтинге 2011 года занял Усольский филиал, второе – Усть-Ордынский, третье – Балаганский. «Наш филиал обслуживает три района – Ангарский, Усольский, Черемховский, 964 км дорог, это трассы федерального, регионального значения и «прочие» дороги, – рассказал директор Усольского филиала Дорожной службы Андрей Епишкин. – По протяжённости дорог мы занимаем отнюдь не первое место, однако в рейтинге уже второй год на лидирующих позициях». 

В нынешнем году филиалом выполнен объём работ на 100 млн. рублей, его директор считает, что таких показателей удалось добиться благодаря разноплановой деятельности: усольчане занимались асфальтированием и содержанием дорог, а также произвели 400 тыс. тонн асфальтобетона. Средняя численность работников филиала – порядка 100 человек, однако выработка (отношение объёма работы и численности специалистов) одна из самых высоких в ДСИО. «С каждым годом коллектив наращивает объёмы, – рассказал Андрей Епишкин. – Наши работники заинтересованы в том, чтобы не получать деньги, а зарабатывать. Именно такая мотивация позволяет нам оставаться в тройке первых». 

На последнем месте – Чунский филиал. Но это место, уверен гендиректор, временное, обусловленное местной ситуацией недостаточного объёма работ. На предпоследнем месте – Усть-Удинский филиал. «После многочисленных совещаний и переговоров было решено объединить Усть-Удинский филиал с более сильным Балаганским, что поначалу вызвало недовольство, – рассказал генеральный директор ДСИО. – На днях я побывал в Усть-Уде, проводил встречу с коллективом. Пришли все, мы ответили на интересующие вопросы, и работникам стало очевидно, что это решение принято в интересах филиала. Он станет более конкурентоспособным, сможет делать больше». 

Тренировочный 2011 год 

Нынешний год прошёл под знаком совершенствования структуры предприятия. Появились новые подразделения: тендерный отдел, отдел по мостам, производственная служба, служба карьеров, служба лаборатории, отдел контроля качества. Дорожная служба обзавелась передвижной лабораторией, оснащённой современной и точной аппаратурой. Появление этого оборудования не только обеспечивает оперативный контроль качества работ, но и даёт возможность вести проектно-изыскательские работы на высоком уровне.

«Одним из самых важных моментов я считаю внедрение системы «1С:Предприятие 8», которая позволила объединить все подразделения службы в одно целое через центральный сервер, – рассказал Андрей Кайдаш. – Теперь мы в режиме реального времени можем отследить то, что происходит в филиалах, проанализировать ситуацию. Во многих компаниях внедрение этой системы растягивается на два-три года, мы уложились в несколько месяцев. Благодаря информатизации и автоматизации нам удаётся проводить банковские и кассовые счета день в день. Это достижение, такого раньше никогда не было».

Порядка 350 машин Дорожной службы оснащено GPS-датчиками и включено в систему глобального мониторинга. Сначала руководство столкнулось с сопротивлением со стороны водителей. Но в итоге этот шаг позволил обеспечить контроль, сократить затраты и повысить управляемость. «Теперь мы чётко отслеживаем, какое время водитель провёл в пути, куда именно направился, вплоть до того, опустил ли он отвал для уборки снега или проехал впустую», – рассказал главный инженер компании Александр Замаратский. 

«Уходящий год мы оцениваем как тренировочный, – резюмировал Андрей Кайдаш. – После всех изменений, которые произошли в Дорожной службе, могу сказать, что мы с уверенностью смотрим в 2012 год». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры