издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Чтобы работало безотказно

В Ангарске составлен список услуг ЖКХ, обеспечивающих безопасную эксплуатацию жилья

  • Автор: Анна КАПРАВЧУК, Ангарск

Администрация Ангарска составила рекомендуемый перечень работ и услуг, обеспечивающих безопасную эксплуатацию многоквартирного дома. Этому предшествовали несколько месяцев кропотливого труда специалистов-сметчиков комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Ангарска. Финиш пока лишь «промежуточный». «Рекомендуемый перечень обязательных работ и услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и обеспечению безопасной эксплуатации многоквартирного дома» роздан для ознакомления членам совета инициативных собственников. Планируется, что после согласования с наиболее грамотными и активными собственниками, а также с руководством управляющих компаний документ будет утверждён главой администрации города.

Кому нужны такие «подсказки»?

Перечень содержит расчёты стоимости рекомендуемых видов работ и услуг для пяти групп домов; дома разбиты на типовые группы в зависимости от этажности, наличия мусоропровода и лифта. Напротив каждого вида работ – рекомендуемая периодичность их выполнения и стоимость с 1 кв. м в месяц. Согласно этим расчётам, выполнение комплекса обязательных работ будет обходиться жителям «хрущёвок» в 11 рублей 54 копейки с 1 кв. м, а жителям 9-этажек с лифтом и мусоропроводом – в 14 рублей 13 копеек. 

– Несмотря на то что перечень будет носить рекомендательный характер, он сможет стать ориентиром для собственников, подсказкой, какие работы обязательно нужно запланировать, и предотвратит существенную часть споров между жителями и управляющими компаниями, – говорит председатель комитета ЖКХ администрации Ангарска Василина Шунова. – Пока нами составлен перечень обязательных работ только по содержанию конструктивных элементов зданий, инженерных сетей, уборке мест общего пользования и земельного участка. Следующим этапом станет подготовка рекомендуемых расценок на работы по текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов: их мы будем формировать «за единицу» – за замену погонного метра трубы, квадратного метра кровли или одного вентиля. Наличие таких рекомендаций позволит ангарчанам реалистично взглянуть на предложения демпингующих управляющих компаний и оценить, смогут ли они за предлагаемый тариф выполнять все те работы, которые необходимы для безопасной эксплуатации дома. Это особенно важно в связи с тем, что на рынке появилась компания, предлагающая жителям тариф в 2-3 раза ниже действующего, – и жители отдельных домов могут оказаться падки на подобную дешевизну. 

Какие бы обучающие программы для «инициативных собственников» ни реализовывались в городе, особо громогласным участникам собраний в домах обычно невдомёк, сколько нормативных и законодательных актов регламентирует процесс образования расценок на отдельные виды работ и каков перечень работ, которые обязательно должна выполнять управляющая компания. В мэрии констатируют: доморощенные правозащитники подзуживают собственников: мол, вы хозяева – вам и решать, что в доме делать, а что нет. О том, что есть утверждённая регионом стоимость человеко-часа,  расценки на материалы, ниже которых взять их нельзя, о существовании с 2003 года Постановления Госстроя № 170, утверждающего обязательные работы в жилом доме, мало кому из организаторов собраний собственников известно. 

Страна победившего «и так сойдёт»

Полученные благодаря новому Жилищному кодексу права многие жители трактуют по-детски капризно: «Мы придумаем тариф – а вы нам на этот тариф сочините перечень работ». Или по-старушечьи прижимисто: «Вы только мусор вывозите и двор метите, а больше нам ничего не надо. За паспортистов, юристов, бухгалтеров мы платить не будем: кому нужны справки и счета, те пусть за них и платят». Именно поэтому в примечаниях к каждому листу ангарского перечня появилось уточнение: «В указанной стоимости на 1 кв. м площади, руб./мес., учтено вознаграждение управляющей организации за выполнение работ/оказание услуг по управлению, расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учёта, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платёжных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг».

Россияне (и ангарчане не исключение) приучены креститься только тогда, когда гром грянет. Ради грошовой экономии люди готовы годами мириться с неудобствами, недоделками, некрасивостями. Пока дом не начинает разваливаться на глазах, убедить жителей в неотложности тех или иных работ бывает очень сложно. Жители нижних этажей глухи к предложениям запланировать ремонт кровли, жители верхних – к необходимости ежегодно травить насекомых и грызунов в подвалах. К тому же за ненадлежащее содержание собственности пока штрафуют не владельцев квартир, а управляющую компанию, с которой те заключили договор, – как если бы за создание аварийных ситуаций на дороге штрафовали бы не автовладельцев, а мойщиков, шиномонтажников или механиков.

Нежелательные расходы 

Например, 3 марта Служба государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области  вместе с помощником прокурора Ангарска В. Курдыбаном актировала нарушение пункта 4.6.1.23 Правил и норм содержания жилого фонда. Служба вынесла предписание: обязать управляющую компанию удалить сосульки по периметру кровли двух домов в 80-м квартале, двух домов в 81-м квартале, обязать УК очистить от снежных навесов по периметру края кровли двух домов в 81-м квартале. 4 марта в первой половине дня с помощью автовышки и альпинистов кровли указанных в предписании домов были очищены. Расходы на срочное устранение нарушений – 15 тыс. рублей. В тот же день прокурор возбудил дело об административном правонарушении – на директора УК «Жилищное управление» Тёлина наложен штраф в размере 10 тыс. рублей. Вопрос: за чей счёт работали альпинисты? Собственники квартир в этих домах отказываются подписывать акты: мол, сосулек было мало, величиной они были «с морковку», жизни жильцов не угрожали и удалять их не было никакой необходимости. И теперь эти расходы практически невозможно согласовать с собственниками.

82-й квартал, дом 21. Утверждая на собрании перечень заказываемых работ и услуг на 2011 год, жители отвергли часть предложений управляющей компании: «Водосточные трубы перенавешивать не надо, крыльцо без ремонта ещё год потерпит, стены в подъездах перекрашивать рано, а без информационных досок в подъездах мы легко проживём». В перечень работ, а значит и в тариф  на год, эти работы заложены не были.   

По жалобе одного из жильцов Служба государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области в марте провела внеплановую проверку. Установив неисправности, служба выдала управляющей компании предписание: в срок до 1 октября 2011 года устранить выявленные замечания. «Жилищное управление» в сентябре проводит ремонтные работы, их суммарная стоимость –  92 723 рубля 76 копеек. Однако при подписании актов приёмки работ за третий квартал собственники эти работы не согласовали, мол, мы их не заказывали, УК действует самоуправно, относить эти работы и расходы на содержание дома мы не будем  – это собственные расходы УК, никак не касающиеся собственников квартир в доме.

Жителям дома 27 84-го квартала управляющая компания предложила в этом году отремонтировать отмостку второго подъезда, устранить неисправности системы водоотвода, остеклить окна в подъездах во вторую нитку, заменить автоматический регулятор системы горячего водоснабжения. Собственники эти работы в перечень работ на год не включили. 

Один из жильцов пожаловался в прокуратуру. Служба государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области провела внеплановую проверку. Замечания у службы возникли именно по тем видам работ, от которых жильцы отказались. У госслужбы свои резоны: ей важно защищать право жителей на безопасные условия проживания. Поэтому и выдала она предписание: к октябрю устранить выявленные замечания. Ремонтные работы велись с марта по сентябрь, сумма затрат управляющей организации – более 160 000 рублей. При подписании актов приёмки работ собственники квартир повели себя так же, как в 82-м квартале: мы это не заказывали, платить за эти работы не будем. 

Давайте жить дружно

Перечень, который вот-вот будет утверждён в Ангарске, – один из способов перевести диалоги жителей с компаниями с безответственно-инфантильного уровня на уровень партнёрских договорённостей. Внимательное изучение документа подсказывает: торговаться можно не столько за виды работ и расценки на них, сколько за периодичность или объёмы. Существенной экономии можно добиться, убирая подъезды или околодомовые газоны реже или запланировав на год конкретное количество подлежащих замене погонных метров труб/квадратных метров кровли. Сокращения тарифа можно добиться, и анализируя конструктивные особенности конкретного дома: например, если в доме заложены продухи – не нужна их регулярная прочистка, если используется балонный газ – должна исчезнуть строка «обслуживание внутридомового газового оборудования». Какие ещё ресурсы для экономии без потери степени безопасности найдут ангарчане – покажет очередная кампания по утверждению перечней работ и услуг на новый, 2012 год. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры