издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Кентавры» микромира

Нанобиокомпозиты на основе лечебных грязей Монголии пытаются создать иркутские и монгольские химики. Этот проект вошёл в число победителей конкурса Сибирского отделения РАН в 2011 году. Как «спрятать» наночастицы в биополимерную матрицу, извлечённую из лечебных составов озёрных грязей, рассказал во вторник научный сотрудник Института химии СО РАН им. А.Е. Фаворского, кандидат химических наук Борис Сухов.

Проект создания нанобиокомпозитов на основе пелоидов (лечебных грязей) Монголии курируют академик Борис Трофимов (Иркутский институт химии СО РАН) и господин Долмаа (Институт химии и химической технологии Академии наук Монголии). Как рассказал ответственный исполнитель Борис Сухов, с российской стороны в проекте помимо Института химии участвуют Сибирский институт физиологии и биохимии растений, Иркутский филиал Института лазерной физики. В 2011 году химики получили по конкурсу СО РАН 300 тысяч рублей на проведение исследований. 

«Наноструктурированные материалы – поистине материалы 21 века, – говорит Борис Сухов. – Прежде всего потому, что они находятся в переходной области, где количественные явления микромира перерастают в качественные явления макромира. Они являются по сути «кентаврами»: с одной стороны, находятся в микромире, а с другой – в нашем классическом макромире. Отсюда большое количество необычных свойств, не присущих ни отдельным молекулам и атомам, ни объектам «большого» мира. Мы привыкли думать, что размер нано – от одного до сотни нанометров, на самом деле необычные, драматические события, связанные с переходной областью существования миров, разыгрываются на десятых долях нанометра и в сотнях нанометров до микрона». 

Нанокомпозиты учёные сейчас получают разными способами, один из них – стабилизация получаемых наночастиц при помощи полимерной матрицы (матрица «захватывает» частицу). Иркутские учёные получили оригинальные биополимерные матрицы на основе полисахарида арабиногалактана и его производных. Арабиногалактан выделяется из лиственницы сибирской, основное его свойство – очень лёгкое усвоение организмом, что даёт интересные возможности для транспортировки наночатиц в клетки. Человеческий организм, к примеру, не может эффективно усваивать чистое серебро или железо, а наночастицы металлов в матрице арабиногалактана легко попадают в клетки, оказывая лечебное действие. Серебро, как высокоэффективный антисептик, борется с возбудителями инфекций, а это открывает не только перспективы борьбы с микробами, но и другие возможности. К примеру, покрытие нанокомпозитами имплантатов. Микробы, обнаружив биокомпозитную матрицу, поглощают её, поскольку она является их естественной пищей. А дальше происходит «утилизация» микроба наносеребром. Учёным удалось выдвинуть оригинальную гипотезу высокого антимикробного действия наносеребра, основанную на эффекте поляризации частицы.  

Оксид железа, заключённый в 

биоматрицу, может помочь при железодефиците. Кроме того, нанобиокомпозиты могут использоваться для «маркирования» опухолей, употребляться как «магнитозатворы» (при наложении магнитного поля у водных растворов нанобиокомпозитов резко меняется вязкость, и можно перекрывать кровоток и лимфоток). Кроме того, нанобиокомпозиты с ядром металлов, к примеру двухвалентного висмута, могут быть использованы как рентгеноконтрасты (химические вещества, которые при введении в организм усиливают резкость отображения патологически изменённых областей при томографии). 

В получение нанокомпозитов учёные пытаются ввести и другие биополимерные матрицы. Они обратили свой взгляд к лечебным грязям озёр Монголии (пелотам) и выделили из этих грязей гуминовые вещества (гумин – органическое вещество, входящее в состав почв). Иркутские учёные при помощи комплекса физико-химических методов установили примерные модельные фрагменты этих полимеров. На их основе получены гибридные неоргано-органические нанокомпозиты, где матрицей служат гуминовые полимеры, а «ядром» – благородные металлы. И у них оказался целый комплекс интересных физико-химических свойств. Эти «матрицы» тоже показали высокую биологическую активность. Вместе с СИФИБРом химики стали исследовать и другие полисахариды, к примеру, грибной хитин и меланин. Есть все основания полагать, что их тоже можно использовать в качестве «матрицы». 

Пока все препараты находятся в разных стадиях доклинических испытаний, сообщил учёный. Исследователи сотрудничают с Международным томографическим центром, с Новосибирским институтом органической химии им. Н.Н. Ворожцова, Институтом химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН, Институтом реконструктивной и восстановительной хирургии ВСНЦ СО РАМН (испытания пока проводятся на животных в сертифицированном виварии института).

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры