издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Попались в сети

«Сибирский энергетик» отследил линию поведения провайдеров широкополосного Интернета, стремящихся в каждый дом

Бурное развитие сетей широкополосного доступа в Интернет за последние два года стало очевидным не только аналитикам и экспертам отрасли, но и рядовым иркутянам. У жителей многих домов, которые раньше обслуживал в лучшем случае один провайдер, теперь появился выбор между услугами сразу нескольких операторов, предлагающих кто высокие скорости, а кто – надёжную связь без разрывов сессий или низкие цены. Корреспондент «Сибирского энергетика» Егор ЩЕРБАКОВ, на себе оценивший все плюсы от возросшей конкуренции среди провайдеров, решил взглянуть на проблему под углом ЖКХ и задался вопросом: «Как Интернет приходит в дом?».

Всё началось с объявления, гласящего, что проводится собрание жильцов в заочной форме по вопросу подключения к сети широкополосного доступа в Интернет. Со всеми необходимыми материалами, как было сказано в нём, можно было в течение месяца ознакомиться в офисе ЗАО «ТТК-Байкал». А через несколько дней после того, как истёк указанный срок, в дверь позвонили представители компании, собиравшие с жильцов подписи за подключение к сетям провайдера. Очевидно, необходимые подписи 67% проживающих в доме им собрать удалось: спустя какое-то время в подъезде проложили оптоволоконную линию. 

Примерно через две недели на небольшой площадке во дворе в микрорайоне Радужный, куда выходят окна сразу нескольких домов, в том числе и новостроек, появился украшенный воздушными шарами стенд ещё одного провайдера. На сей раз рекламную кампанию провели по всем правилам: ведущий, чей голос был усилен микрофоном, громко рассказывал о преимуществах подключения, тарифных планах и специальных акциях. А через некоторое время раздался звонок в дверь нашей квартиры. Теперь на пороге стоял сборщик подписей в фирменной футболке ОАО «Ростелеком». 

– Мы, правда, уже подключились к ТТК… – объяснил я ему, ставя подпись. 

– А у нас Интернет быстрее! – чуть ли не с вызовом ответил тот, не забыв после этого поблагодарить за росчерк в подписном листе. 

В то же время на двери в подъезд появилась реклама ещё нескольких компаний, предоставляющих широкополосный доступ в Интернет. И теперь, выделив в «ДубльГисе» свой дом и щёлкнув на вкладку «Компьютерные сети», вместо одного провайдера можно увидеть сразу трёх. И это при том, что какие-то компании в этом списке попросту не учтены. 

Счёт на сотни тысяч абонентов

По оценкам участников рынка, в настоящее время в городе действуют семь-восемь крупных провайдеров широкополосного доступа в Интернет, некоторые из них только начинают разворачивать собственную сеть. Бурный рост произошёл в течение последних двух лет, причём в город массово пришло оптоволокно: если в 2008 или 2009 году использовалась в основном технология ADSL, работающей на базе телефонной сети, то сейчас активно применяется FTTx (fiber to the x, что в переводе означает «оптоволокно до точки Х») или, как в случае с Иркутским филиалом «Ростелекома», GPON – гигабитная пассивная оптическая сеть доступа. Изменились и скорости доступа, не говоря уже о ценах, которые значительно снизились. 

Развиваются и сами сети – сейчас многие провайдеры начали тянуть их в отдалённые районы, ранее считавшиеся бесперспективными. Тот же Иркутский филиал ОАО «Вымпелком» за последний год в два раза увеличил количество домов, которые он обслуживает, и теперь, по оценкам компании, она обеспечивает широкополосный доступ более чем в 80% многоэтажных жилых зданий. Сеть «ТТК-Байкал», как сообщает пресс-служба компании, охватывает свыше 56% жилого фонда города, то есть около 119 тыс. домохозяйств. У Иркутского филиала «Ростелекома», по данным на декабрь 2011 года, насчитывалось 130 тыс. абонентов, однако стоит учитывать, что территория его присутствия не ограничивается одним областным центром.  

По своим каналам

«При строительстве сети в домах мы руководствуемся внутренним документом компании, который, в свою очередь, основывается на существующих СНиПах, ГОСТах и технических условиях», – рассказали в пресс-службе Иркутского филиала ОАО «Вымпелком». Согласно ему перед прокладкой сети непосредственно в здании у собственников жилья – либо в управляющей компании, либо в ТСЖ – запрашиваются технические условия, которые потом неукоснительно соблюдаются в процессе строительства. Для того чтобы получить разрешение на подключение жилого дома к сети, компания инициирует собрания жильцов, а в том случае, если провести их не представляется возможным, организует сбор подписей. Как показывает практика, к последнему способу чаще всего прибегают большинство интернет-провайдеров. Правда, не все об этом распространяются. В ООО «Ирк-нэт телеком» на вопрос корреспондента «Сибирского энергетика» о том, как регламентируется подключение новых абонентов к сети широкополосного доступа, ответить категорически отказались, сославшись на то, что «эта информация является секретной и никто вам её давать не будет».  

В свою очередь в Иркутском филиале «Вымпелкома» подчёркивают, что при строительстве сети они стараются соблюсти все действующие законодательные процедуры, при этом как можно меньше беспокоить людей. Однако это удаётся не всегда, ведь во многих домах, построенных во времена СССР, конструктивно не предусмотрена возможность прокладки сетей связи. Поэтому приходится создавать отдельную инфраструктуру для широкополосного доступа в Интернет, вплоть до магистральных сетей. И каждый оператор в данном случае использует свой опыт: допустим, «Ростелеком» для того, чтобы подвести оптоволокно к зданию, использует существующую кабельную канализацию, а «ТТК-Байкал» – опоры. Многие провайдеры, пользуясь высокой плотностью застройки, попросту проводят кабель от одного здания к другому. 

Непосредственно в дом оптоволокно заводят через существующие слуховые окна и монтируют на чердаке – «техническом этаже» на языке специалистов. Там же устанавливают коммутационные ящики, впрочем, их с тем же успехом размещают и в подъездах. Далее провод протягивают с верхнего этажа вниз, делая разводку по квартирам. В пятиэтажных зданиях при этом прокладывают отдельные каналы, просверливая межэтажные перекрытия. До недавних пор каждый оператор делал собственный канал, что объяснялось довольно просто: в этом случае исключалась вероятность того, что ремонтная бригада из другой компании случайно повредит довольно хрупкое оптоволокно (по этой же причине не используются и существующие каналы для телефонного провода). Вдобавок межэтажные перекрытия не являются несущими конструкциями здания. Однако, как рассказал журналисту «Сибирского энергетика» монтажник ООО «БСЭС-Иркутск», попросивший не упоминать его имя в газете, в связи с изменениями в законодательстве управляющие компании теперь обязывают подрядчика, который первым приступил к прокладке сети широкополосного доступа в Интернет в многоквартирном доме, делать межэтажные кабельные каналы в расчёте на других провайдеров. В «Вымпелкоме» это подтверждают, говоря о том, что существует ряд проектов по совместному с другими операторами строительству кабельных переходов. «При этом выигрывают все, но прежде всего – абонент, поскольку в итоге возникает несколько преимуществ, начиная от аккуратного вида подъезда и заканчивая удешевлением себестоимости работ, что в конечном счёте ведёт к снижению платы за Интернет», – отмечают в компании. 

В девятиэтажках и более современных высотных зданиях есть возможность использовать каналы, предназначенные для телевизионного кабеля, – их диаметр позволяет протягивать ещё и оптоволокно. Разводку по квартирам в данном случае выполняют от телевизионного щитка, что даёт возможность либо вовсе отказаться от сверления перекрытий, либо делать технологические отверстия только в тех стенах, которые отделяют квартиры от подъезда. Некоторые компании-подрядчики, впрочем, предпочитают не использовать уже существующие каналы для слаботочных сетей, а прокладывать свои. Выбор решений здесь велик, как и выбор технологий широкополосного доступа в Сеть. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры