издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Закон суров, но…

Многочисленные нарушения федерального законодательства в сфере энергосбережения и энергетической эффективности выявлены в Иркутской области. Таковы результаты прокурорской проверки, обнародованные на заседании комитета по собственности и экономической политике Законодательного Собрания региона. Проблема, впрочем, кроется не столько в нерадивости областных и муниципальных властей, на которых возложено исполнение федерального закона об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, сколько в несовершенстве самого закона. В этом лишний раз убедился корреспондент «Сибирского энергетика» Егор ЩЕРБАКОВ.

230 человек в идеале

Помощник прокурора Иркутской области по взаимодействию с законодательными и исполнительными органами власти области и органов местного самоуправления Ольга Борисова сообщила, что по результатам проверки были выявлены многочисленные нарушения. Претензии у прокуратуры есть в том числе и к властным структурам: в частности, до сих пор официально ни одно из ведомств не наделено полномочиями по контролю за соблюдением законодательства об энергосбережении. Де-факто этим занимается служба государственного жилищного контроля и строительного надзора, однако это не закреплено ни в одном нормативно-правовом акте. Правительство Иркутской области представило в прокуратуру план мероприятий по устранению нарушений, согласно которому в первом квартале 2012 года предполагалось внести необходимые изменения в положение о службе и разработать специальный административный регламент, но этого не произошло до сих пор. 

«Надзор за энергоэффективностью зданий – это лишь одна из тридцати функций, которые были возложены на службу с 2008 года, – заметил руководитель службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области Денис Воронов. – Одна из тридцати! Для исполнения их всех общая численность нашей службы должна быть 230 человек». В настоящее время в штате ведомства числится 70 человек, их, по мнению Воронова, явно недостаточно для того, чтобы обрабатывать все обращения в его адрес, число которых с 2008 года возросло более чем в четыре раза (точнее, на 313%). Однако этого аргумента оказалось недостаточно для того, чтобы убедить министерство финансов Иркутской области в необходимости расширения штата службы и, соответственно, бюджетных расходов на её деятельность. Воронов отметил, что принять распоряжение, по которому за подконтрольной ему структурой закрепили бы функции по надзору за соблюдением законодательства по энергосбережению, не удаётся именно из-за отсутствия согласования с минфином. 

«Сколько вам требуется человек и какая нужна сумма?» – попросил уточнить заместитель председателя комитета по собственности и экономической политике ЗС Валерий Лукин. На это Воронов ответил, что 230 человек необходимо «в идеале» (то есть для выполнения всех возложенных на службу функций), а для надзора в сфере энергосбережения достаточно увеличить штат на 38 человек. «Реакции нет, – констатировал руководитель службы государственного жилищного контроля на вопрос о действиях вышестоящего руководства. – Я вижу его реакцию в согласованном положении о службе». 

Сроки вышли

Пётр Воронин уверен: закон об энергосбережении несовершенен

Нарушения, впрочем, есть в работе не только областных властей, но и муниципальных. Большинство местных администраций утвердили программы энергосбережения с нарушением сроков и с нарушением законодательства. Напомним, в принятом в ноябре 2009 года федеральном законе об энерго-сбережении и повышении энергетической эффективности сказано, что региональные и муниципальные программы должны быть утверждены до 1 августа 2010 года, а в постановлении правительства РФ от 31 декабря 2009 года уточнялось, что они должны содержать перечень целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также список мероприятий в этой сфере с указанием сроков их выполнения. При этом федеральная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» была утверждена лишь 25 декабря 2010 года, аналогичный региональный документ в Иркутской области был принят несколько раньше, 2 декабря. В то же время, в начале ноября позапрошлого года, муниципальные программы были приняты в 31 из 42 территорий региона. 

Однако в Мамско-Чуйском районе она не утверждена до сих пор. Министр жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Пётр Воронин сообщил о том, что программу не приняли и в Катангском районе, однако в прокуратуре утверждают обратное. Так или иначе, в Мамско-Чуйском районе уже заканчивают разработку программы. 

«Точка зрения не чиновника»

Прокуратура выявила и многочисленные факты отсутствия коллективных приборов учёта тепла, воды, газа и электричества, которыми до 1 января 2011 года должны быть оснащены здания, находящиеся в областной и муниципальной собственности, а также другие сооружения, за исключением жилых домов. «Можно я выскажу точку зрения не чиновника, а свою собственную, – попросил слова Воронин, когда прозвучало это заявление. – Закон прямого действия и содержит много вещей, которым обязывает напрямую, без какого-либо пояснения, как это сделать». Это в первую очередь касается нормы об установке счётчиков во всех зданиях, кроме жилых домов, уровень потребления тепла в которых не превышает 0,2 Гкал в час, а электрической мощности – 5 кВт. Однако в некоторых случаях, считает министр, её исполнение нецелесообразно. «Я на 100 процентов убеждён, что не надо ставить приборы учёта тепла в Саянске – там настолько рационально выполнена система теплоснабжения, что потребление тепловой энергии по факту минимально», – подчеркнул он. Эффект от их установки будет минимальным, а окупаемость составит гораздо больше пяти лет. То же касается Шелехова.

Сложности есть и в энергетическом обследовании зданий, которое органы, наделённые правами юридических лиц, органы государственной власти и местного самоуправления, а также государственные и муниципальные организации должны провести до 31 декабря 2012 года. Об этом, как рассказал Воронин, заявили на совещании федерального уровня, прошедшем 10 апреля. «Всё просто: объявляется тендер на проведение обследования, и согласно федеральному закону о госзакупках появляются организации, устанавливающие стоимость этой работы, – сказал министр. – Кстати, Иркутская область – один из трёх регионов, где есть установленная методика расчёта затрат на проведение энергообследований. Мы устанавливаем по этой стоимости, но появляются организации, которые заявляют цену в три-четыре-пять раз ниже. И делают всё элементарно: у них есть стандартный бланк обследования, в который они просто вставляют типовые характеристики здания». 

По оценкам министра, таким способом выполняется до трети контрактов на энергетическое обследование. Выходом из сложившейся ситуации, полагает он, была бы система энергосервисных договоров, которые предусматривали бы обязательное выполнение мероприятий по энергосбережению. «Можно сделать так, чтобы сервисная компания отвечала в дальнейшем за результаты энергетического обследования и принятых после его проведения мер, – предложил Воронин. – И вознаграждение она получала бы только при наличии этих результатов». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры