издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Время БЦБК истекает

Комбинат попросит о продлении внешнего управления

Собрание кредиторов ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» (БЦБК) намечено на 17 мая. Один из главных вопросов повестки – увеличение сроков внешнего управления предприятия. Ожидается, что кредиторы примут решение просить арбитражный суд о продлении процедуры банкротства. До конца ранее утверждённого срока остаётся чуть больше месяца, но уже ясно, что БЦБК не справился с задачами собственного плана внешнего управления: платёжеспособность комбината не восстановлена, требования кредиторов не погашены, а выручка оказалась втрое ниже, чем предполагалось (3,1 млрд. вместо 10,8 млрд. рублей). БЦБК продолжает производить убытки, которые в первом квартале 2012 года превысили 95 млн. рублей. Впрочем, тяжёлое финансовое положение стало для предприятия своеобразным карт-бланшем. Ссылаясь на него, БЦБК даже просил снизить размер платы за негативное воздействие на окружающую среду. Совокупный долг комбината по экологическим платежам сейчас превышает 70 млн. рублей.

Платежи за вредность

Арбитражный суд Иркутской области 11 мая рассмотрел иск регионального управления Росприроднадзора к БЦБК. Комбинат задолжал 39,414 млн. рублей – плату за негативное воздействие на окружающую среду. По словам руководителя службы Константина Гурновича, «негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал осуществляется комбинатом всеми видами технологического процесса получения целлюлозы». Это выбросы в атмосферу, стоки в озеро, отходы производства и потребления и дренажные подземные воды с промплощадки. Задолженность по платежу за негативное воздействие на природу БЦБК накопил  за четвёртый квартал 2009 года, а также за июль–декабрь 2010 года и январь–сентябрь 2011-го. Представитель ответчика долг не отрицал, но попросил снизить размер платежа  «в связи с  тяжёлым финансовым положением предприятия»: убыток БЦБК за первый квартал 2012 года составил 95,571 млн. рублей. Против этого Росприроднадзор не возражал, но суд навстречу комбинату не пошёл и обязал его выплатить пошлину в полном объёме. На вопрос «Будет ли БЦБК оспаривать решение иркутского арбитража?» представитель предприятия ответил: «Пока не знаем». 

Немногим раньше Росприроднадзор обязал комбинат отдельно оплатить вред, причинённый комбинатом озеру Байкал сбросом сточных вод. По подсчётам управления в 2011 году, он составил 12 млн. рублей. Как ранее сообщалось, средние концентрации загрязняющих веществ в сточных водах работающего ЦБК превысили разрешённые по 17 из 26 ингредиентов в 12–1000 раз. 

Кроме того, в стоках БЦБК обнаружены токсичные вещества, включённые в категорию особо опасных для уникальной экологической системы Байкала и сброс которых в озеро недопустим в принципе. В донных отложениях вовсе были найдены диоксины – следствие  технологии производства белёной целлюлозы на комбинате. Сейчас, отметили в управлении РПН, платежи уже поступают в бюджет Слюдянского муниципального района и впоследствии будут направлены на природоохранные цели.

На этом иски Росприроднадзора к БЦБК не закончились. В иркутский арбитраж обратился департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу. Он потребовал взыскать с комбината 34,1 млн. рублей за причинённый окружающей среде вред. Как отметили в пресс-службе БЦБК, надзорные службы изучают ежеквартальные отчёты комбината и регулярно требуют оплатить сверх-нормативы. «Но соблюсти нормы практически невозможно. Их следует менять, а не просто собирать деньги», – считает директор по коммуникациям ОАО БЦБК Сергей Предеин. Рассмотрение иска новосибирского департамента РПН назначено на 24 мая. 

Одни убытки 

Финансовое положение предприятия действительно тяжёлое, раз оно добровольно не гасит экологические платежи и даже просит снизить их, соглашаются собеседники «Конкурента». «По итогам 2011 года убытки БЦБК составили 418 млн. рублей. Предприятие нерентабельно, а его модернизация бесперспективна. Комбинат технически не способен работать в рамках действующего законодательства», – уверена учёный секретарь научного совета по Байкалу СО РАН  Ирина Максимова.  По её данным, задолженность БЦБК на начало 2012 года была 3,5 млрд. рублей, из которых 2,8 млрд. рублей приходятся на реестр кредиторов (1,75 млрд. – «Альфа-Банк», 800 млн. – структуры «Базового элемента»). Остальные 700 млн. рублей – текущая задолженность.

При таких результатах БЦБК, очевидно, не мог выполнить свой же план внешнего управления, срок которого истекает 22 июня 2012 года, добавляет Максимова. Согласно документу, восстановив производство, за 24 месяца  должник должен был получить выручку на сумму 10,84 млрд. рублей. Ожидалось, что сумма прироста соб-ственных средств БЦБК (чистая прибыль и амортизация) за это время достигнет  2,63 млрд. рублей и покроет «просрочку» в размере 2,55 млрд. рублей. Однако восстановить платёжеспособность предприятия за два года управления не удалось. Как сообщила пресс-служба БЦБК, выручка за период  внешнего управления составила 3,1 млрд. рублей (втрое меньше, чем планировалось), а общая сумма требований кредиторов, включённых в реестр, 2,8 млрд. рублей. Причём, уточнил Сергей Предеин, задолженность, сформировавшуюся к моменту введения внешнего управления, комбинат ещё не начинал выплачивать. 

План Б

Несмотря на провал плана внешнего управления, БЦБК считает себя «стабильно работающим рентабельным предприятием, продукция которого пользуется повышенным спросом на мировом рынке». В частности, отмечают в пресс-службе, за это время ни разу не было задержек по выдаче зарплаты, средний уровень которой превышает 21 тыс. рублей. Сейчас на предприятии работают  1684 человека. Более того, на БЦБК заявляют об увеличении объёмов производства: с мая 2012 года комбинат должен выйти на 7800 тонн товарной целлюлозы в месяц (против 3400 тонн в марте 2011-го). «Более чем двукратного увеличения производительности удалось достичь  благодаря проведению масштабного капитального ремонта и модернизации оборудования, восстановлению стабильных поставок лесосырья и наращиванию сбыта продукции непосредственно лидерам мирового рынка по переработке целлюлозы», – отмечено в пресс-релизе.  

Срок внешнего управления БЦБК истекает 22 июня 2012 года, а собрание кредиторов намечено на 17 мая. Ожидается, что внешний управляющий комбината Александр Иванов  представит отчёт о работе. «Одним из важнейших вопросов, рассматриваемых на собрании, станет принятие решения об обращении в арбитражный суд Иркутской области с ходатайством о продлении процедуры внешнего управления. Это единственный выход, который позволит защитить интересы и кредиторов, и акционеров, и трудового коллектива», – сообщает пресс-служба БЦБК со ссылкой на Иванова. Как уточнил Предеин,  комбинат рассчитывает, что внешнее управление будет продлено на четыре месяца – до 22 октября 2012 года. Но и эта дата не окончательная. Впоследствии, добавил он, БЦБК может ходатайствовать об увеличении срока процедуры банкротства ещё на полгода. 

Уровень решений

«Действительно, комбинат может продлить внешнее управление ещё на полгода. А всего – максимум на год, если предприятие будет официально оформлено как градообразующее. Поручение  подготовить соответствующие документы  Росимуществу уже дал Шувалов (первый вице-премьер. – «Конкурент»)», – подтвердила Ирина Максимова. По её словам, для признания предприятия градообразующим и продления на год внешнего управления БЦБК нужно выполнить два условия. Во-первых,  число его сотрудников должно составлять не менее 25% от всего трудоспособного населения города (БЦБК, где работают 1684 человека из 4100 трудоспособных, соответствует критерию). Второе условие: гарантировать возмещение убытков предприятия должно какое-либо федеральное ведомство, скорее всего Минпром РФ, который пока, по информации Максимовой, таких подтверждений не давал. «Других ограничений для продления внешнего управления БЦБК, в том числе по исполнению законодательства по экологии, нет», – добавила Максимова.   

В чьих интересах продолжение деятельности убыточного производства, находящегося в стадии банкротства, эксперты не берутся предположить. «Как ни печально, понять и найти интересантов продления работы БЦБК не удаётся. Единственная общая догадка заключается  в том, что некие люди просто пытаются получить 5 млрд. на модернизацию для «распила», а сейчас просто зарабатывают на продажах. Правда, несоизмеримыми кажутся высокий уровень принятия решений  и те копейки, которые можно заработать на ситуации»,  – считает один из собеседников «Конкурента». 

Впрочем, полагает Ирина Максимова, нельзя утверждать, что продление работы комбината в прежнем формате исключает поиск решения проблемы. По её словам, начиная с февраля СО РАН очень много участвует в различных совещаниях по Байкальску, постоянно отвечает на запросы властей. «Позиция формируется именно сейчас, причём принципиальные вопросы остаются за Минэкономразвития. К августу 2012 года там должны обосновать продление разрешения на сбросы и определение перспектив хозяйственной деятельности предприятия. Пока остаются два основных варианта: ликвидация или модернизация. Возможность реализации второго сценария до конца полугодия должен рассмотреть Внешэкономбанк», – отметила Максимова.  Однако она добавила, что, как и раньше, окончательное решение по БЦБК,  вероятнее всего, будет принято «на самом высоком уровне».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры