издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Размышления о «золотом веке»

Вышла в свет книга о картинной галерее Владимира Сукачёва

  • Автор: Людмила СНЫТКО, ведущий специалист музея, один из авторов книги, Фото: Егор СОБОЛЕВ

«Завещано потомкам. Художественная коллекция В.П. Сукачёва в Иркутске». Эта книга была задумана в Иркутском художественном музее несколько десятилетий назад, но только недавно, прекрасно изданная, с обширным и разнообразным историко-художественным материалом, изложенным в самой доступной форме, с многочисленными цветными репродукциями уникальных произведений отечественных и зарубежных мастеров, она наконец-то увидела свет!

Книга открывается очерком Болеслава Шостаковича, профессора Иркутского госуниверситета, потомка славного рода купцов Трапезниковых, к которому принадлежал и герой нашей книги Владимир Платонович Сукачёв. Поэтому очерк читается с особым чувством. Автор приглашает к глубоким размышлениям о «золотом веке» в России, в Иркутске. Он предлагает новый, более широкий взгляд современного исследователя на личность нашего героя как новатора – зачинателя первого сибирского художественного музея на фоне современной ему эпохи, как одного из тех, кто стоял у истоков музейного дела не только в России.

Книга стала итогом многолетней кропотливой работы по собиранию и осмыслению сведений, разбросанных по архивам и старым изданиям. В ней мы постарались ответить на самые жгучие вопросы: «почему?» и «как?».

Почему именно в Иркутске вырос и сформировался такой замечательный человек – купец и дворянин Владимир Сукачёв; человек, который зажёг самый яркий художественный очаг за Уралом. Почему именно Владимир Платонович среди всего купечества, не чуждого прекрасному, стал «сибирским Третьяковым», не только собравшим замечательную коллекцию, но и завещавшим её родному городу? Вот как писал по этому поводу его современник и единомышленник учёный Григорий Николаевич Потанин: «Частные собрания картин появились в Сибири, прежде всего, конечно, в Иркутске. Но чаще всего, разбогатев и уехав из Иркутска, увозили с собой всё… Г. Сукачёв намерен основать в Иркутске общедоступную картинную галерею».

На многие вопросы вы найдёте ответы в очерках «Семейная галерея» и «Одна из редкостей Сибири». «Семейная галерея» – это предки Владимира Сукачёва начиная от знаменитых в Иркутске купцов (по линии матери Аграфены Никаноровны Трапезниковой), известных не только своими капиталами, но и щедрой благотворительностью; это его отец Платон Петрович – чиновник из Петербурга, не по принуждению, а «по прошению» более 30 лет служивший Иркутску и один воспитавший достойного сына. Потом сам Владимир Платонович станет прекрасным мужем и примерным отцом семейства. Вы познакомитесь с удивительной супружеской парой – Владимиром Платоновичем и Надеждой Владимировной. Их жизнь была наполнена общественной, культурной и благотворительной деятельностью. Все эти дела вкупе принесли Владимиру Платоновичу звание Почётного гражданина Иркутска. В главу органично вошёл материал о его современниках и единомышленниках – известных людях города.

И всё-таки главной героиней книги впервые стало любимое детище Владимира Платоновича – прекрасная картинная галерея, составленная из произведений известных столичных мастеров, приобретённых им в Петербурге и за границей. Именно ей посвящён очерк «Одна из редкостей Сибири». Эти слова принадлежат профессору Дижонского университета Жюлю Легра, побывавшему у Сукачёвых в 1897 году. Очерк не только познакомит вас с богатой художественной жизнью Иркутска XIX века, которая формировала вкусы будущего коллекционера, музейщика и тонкого ценителя искус-ства, удивившего столичную публику, не только расскажет о жизни галереи в усадьбе, в красивом деревянном особняке, но и поможет благодаря прекрасным репродукциям словно побывать в этой галерее в те далёкие годы, пройтись по 12 комнатам нижнего и верхнего этажей, всмотреться в каждое произведение, как смотрел хозяин и его многочисленные гости – взрослые и дети. «Стремясь привить подрастающей молодёжи любовь к художественным произведениям, отец сам водил своих маленьких друзей по обширным комнатам своего дома, показывая и объясняя содержание художественных произведений», – вспоминал его младший сын Владимир. Вы узнаете, что хотя в 1898 году Сукачёвы навсегда покинули Иркутск, Владимир Платонович до конца дней своих не переставал заботиться о галерее и пополнять её. «Во многом благодаря В.П. Сукачёву Иркутск стал обладателем шедевров отечественной культуры», – напишет историк Станислав Гольдфарб в книге «Иркутск. Из прошлого в будущее».

Владимир Орловский. «В луговых зарослях»

Как сложилась судьба картинной галереи после смерти Владимира Сукачёва в 1920 году? Об этом очерк «Жизнь длиною… в вечность». Он познакомит вас с удивительной, подчас трагической судьбой коллекции после 1917 года и вплоть до наших дней. В нём вы найдёте ответы на вопросы, почему галерея не погибла в суровые годы гражданской войны, «лихие» 1930–1940-е; какая неожиданная встреча произошла в музее после Великой Отечественной войны, став началом нового, самого блестящего периода в его истории; вы прочтёте имена самых верных продолжателей святого дела Владимира Платоновича. Узнаете, как и благодаря кому с конца 1950-х годов музейная коллекция превратилась в огромное собрание произведений отечественного и мирового искусства!

Но мы не должны забывать, что именно с его сравнительно небольшой коллекции начинался Иркутский художественный музей, который сейчас признан одним из крупных и старинных музеев страны (третий по возрасту после Эрмитажа и «Третьяковки»). Прочитав этот очерк, вы поймёте, что хотя музейное собрание выросло в десятки и сотни раз, сукачёвская коллекция по-прежнему остаётся его жемчужиной. Вы убедитесь, как с каждым годом возрастает её роль не только в культурной жизни Иркутска, но и в истории всего отечественного искусства. В этом можно убедиться, заглянув в «Приложение», где впервые опубликован полный научный каталог всей коллекции Сукачёва. Обратите внимание на перечень выставок, в которых участвовали отдельные картины, и длинный список литературы почти под каждым произведением. Большинство авторов – столичные искусствоведы.

Логичным завершением книги стал очерк «Родовое гнездо». Его автор – директор музея Елена Зубрий. Это первое серьёзное исследование по истории усадьбы – иркутского оазиса культуры в 1880–1910-е годы. Счастливое начало, долгие годы безвременья, забвения и, наконец, её возрождение. У истоков этого святого дела стоял директор Алексей Дементьевич Фатьянов. Но именно Елена Станиславовна с её искренним увлечением и верой, с её неуёмной энергией и талантом заражать и увлекать всех, даже самых невозмутимых начальников, смогла осуществить заветную мечту нескольких поколений иркутян. Усадьба стала её детищем, её подарком родному городу. Вот почему этот очерк читается с особым интересом.

В заключение несколько слов нашим дорогим читателям, о которых мы, авторы, думали в первую очередь, когда работали над книгой: если общение с ней станет для вас радостью и откровением, если вы вслед за её авторами проникнитесь гордостью за наш город, который давал и даёт России таких сыновей, как Владимир Платонович Сукачёв, мы будем считать, что книга нужна, что она состоялась.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры