издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Путь к инновациям

  • Автор: Евгений ВЛАСОВ

Несмотря на то что средства дорожных фондов постепенно компенсируют многолетнее хроническое недофинансирование отрасли, продвижение инноваций остаётся пока в большей степени следствием усилий подрядчиков, а не совместной работы всех участников этого процесса… Об этой ситуации лучше всего знают те, кто непосредственно строит и эксплуатирует дороги и сам пытается приблизить российские магистрали к мировым стандартам. Одна из таких компаний – ЗАО «Труд».

Компания была образована в 1988 году как производственно-дорожный кооператив «Труд», её основателем был известный бизнесмен, а потом политик Юрий Тен. За 24 года объединение выросло в многоотраслевое предприятие с филиальной сетью по всей России. 15 дочерних компаний дислоцируются на территории Москвы и Московской области, Иркутской области, Республики Бурятия, Забайкальского края, Якутии, на Сахалине и Курилах. На счету компании более 650 км дорог высшей категории, в том числе 400 км федерального значения. Это федеральные автомобильные дороги М-4 «Дон», М-1 «Беларусь», М-10 «Москва – Хельсинки», М-2 «Москва – Харьков», М-53 «Байкал» и другие. На сегодня в портфеле заказов компании более 10 объектов. В том числе реконструкция Иркутского аэропорта, капитальный ремонт автомобильной дороги «Амур» (Чита – Хабаровск), реконструкция дороги М-56 «Лена» (Невер – Якутск), реконструкция дороги Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан – Новый Уоян и другие. 

Основным проектом в Иркутской области в настоящее время остаётся ликвидация так называемых гравийных разрывов на федеральной автомобильной дороге М-53 «Байкал». «Сегодня сложно представить, что уникальная по своему положению Иркутская область, по территории которой проходит часть основного маршрута международной азиатской сети, до сих пор имеет нереконструированный 30-километровый участок этой дороги с грунтово-улучшенным и переходным типом покрытия», – говорит генеральный директор ЗАО «Труд» Сергей Томшин.

Риск должен быть обоснован

С учётом масштаба работ государство является основным заказчиком компании. И стабильное качество остаётся главным условием работы, считают в компании. Поэтому на обеспечение стабильного результата направлена вся внутренняя политика предприятия. 

Дело в том, что слово «качество» в Сибири – это не просто термин, а осознная необходимость: суровые климатические условия становятся причиной множественных циклов перехода через ноль в течение года, а это основной источник разрушения дорог, следовательно, никакие отступления от технологии производства работ недопустимы. 

Ставка на инновации

Между тем проблема снижения внутренних расходов и повышения качества всегда остаётся актуальной. Именно поэтому одним из приоритетов ЗАО «Труд» остаётся внедрение инноваций в области дорожного строительства. Мы исходим из посыла, что инновации – это не только новое или вновь изобретённое, но прежде всего то, что экономично, технологично и в конечном счёте приводит к эффективному и качественному результату.

Так, например, давно известна технология приготовления и укладки оправдавшего себя щебёночно-мастичного асфальтобетона в покрытиях при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог. Однако долгие годы эта технология практически не применялась в Сибирском регионе. У нас первый экспериментальный километр с использованием ЩМА появился на участке федеральной автомобильной дороги М-53 в Иркутской области по согласованию с заказчиком – ФКУ «Упрдор «Прибайкалье».

В этом году Иркутский филиал ЗАО «Труд» также строит площадку и подъездную дорогу к новому торговому центру Cash&Carry с устройством покрытия из ЩМА-15. Его стоимость незначительно выше традиционного метода – на 15%, – зато срок службы такого покрытия сразу увеличивается до 10–12 лет. Это передовая технология, асфальт сам себя лечит. Волокна, которые там применяются, со временем отдают битум, которого в них повышенное содержание. Естественно, те микротрещины, которые возникают при наших морозных колебаниях, самозалечиваются.

С 2007 года мы широко применяем технологию устройства тонких макрошероховатых слоёв из открытых битумно-минеральных смесей при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог.

Перечень внедрённых и внедряемых новаций, имеющихся в арсенале ЗАО «Труд», можно долго перечислять. Проблема в том, что процесс внедрения любых инноваций в дорожной отрасли проходит крайне трудно из-за устаревших нормативной и ценовой баз, на которые опираются проектировщики и Главгосэкспертиза. 

Пока же для того, чтобы убедить государство в необходимости применить ту или иную новую технологию, компания за свой счёт строит экспериментальные участки, проводит необходимые анализы и исследования, наконец, презентует их заказчику. К примеру, чтобы доказать необходимость использования открытой битумно-минеральной смеси, был сделан экспериментальный участок, и о положительных результатах его эксплуатации руководство компании докладывало на международной конференции в Москве. 

Трасса «Амур», Чита – Хабаровск

Позднее эту инновацию оценили в Республике Бурятия и Забайкальском крае, где технология применяется на участках протяжённостью 10 км и 9 км соответственно. Усилия ЗАО «Труд» не прошли даром: ФКУ ДСД «Дальний Восток» планирует заложить использование этой технологии сразу на участке 320 км на период 2014–2015 годов. Однако на признание инновации потребовалось семь лет, хотя её эффективность не вызывает сомнений. Так, в отличие от асфальтобетона, толщина которого должна составлять 5 см, слой открытой битумно-минеральной смеси не превысит 2 см. То есть за те же средства можно будет выполнить в два раза больший объём работ. Это при том, что макрошероховатые слои одежды значительно повышают сцепные качества поверхности дороги и более долговечны.

Подобная оптимизация тем более необходима сейчас, когда многолетнее хроническое недофинансирование привело к тому, что местная сеть дорог сильно пострадала, а средства возрождённых дорожных фондов сначала пойдут на ремонты искусственных сооружений, труб и мостов, многие из которых находятся в аварийном состоянии. Поэтому год-два будет просто латание дыр, и только потом можно говорить о предупредительном ремонте, полагают эксперты. 

Ставка на технику и профессионализм людей

Стабильное качество работ невозможно без современного и эффективного оборудования. Это хорошо понимают в ЗАО «Труд», именно поэтому в компании была разработана техническая политика, согласно которой ежегодно парк техники и механизмов пополняется на 300 млн. рублей. Это объективная необходимость, которая диктуется серьёзностью и масштабом реализуемых объектов. В истории компании было много вызовов, но своеобразный рекорд был поставлен в 2009 году, когда за год было введено в общей сложности 250 км автомобильных дорог, в том числе 206 км федеральной автомобильной дороги «Амур», обход города Богородицка протяжённостью 35 км и обход города Тайшета. Это была четверть всей протяжённости автомобильных дорог, введённых в эксплуатацию в тот год в России. 

Надо ли говорить, что под такие объёмы необходима и соответствующая материально-техническая база? Сегодня 15 филиалов, расположенных по всей России, имеют производственные мощности: базы, естественные карьеры, где работают дробильно-сортировочные комплексы, необходимый объём землеройной техники, АБЗ. Общая мощность АБЗ полностью покрывает внутренние потребности компании и составляет 1 млн. тонн асфальтобетонной смеси в год; производство щебня превышает 2 млн. кубометров в год; общий объём парка техники составляет 650 единиц. 

– К выбору техники подходим по-разному, – признаётся Юрий Кибирев, главный инженер. – Согласно нашей технической политике, мы определили для себя основных поставщиков. Так, самосвалы мы предпочитаем российского производства, для которых срок эксплуатации определён в три года, после чего эти машины целесообразно менять. Экскаваторы, бульдозеры и другая тяжёлая техника лучше импортная, более надёжная, и предпочтение по нескольким позициям отдаётся немецкой технике. Но «секрет фирмы» даже не в суперсовременной технике и технологиях, а в людях. 

– Всё решают люди, – говорит Сергей Томшин. – Сейчас в России существует огромная проблема со специалистами среднего звена – механизаторами, водителями. Всё это след-ствие несбалансированной государ-

ственной политики в области образования. И то, что «не доглядело» государство, приходится исправлять на производстве.

Так, в ЗАО «Труд» создан свой учебно-производственный центр, где могут пройти обучение или повышение квалификации до 200 человек в год. Кто-то приходит в компанию из Байкальского студенческого стройотряда, наравне с выпускниками технических вузов Иркутска и соседних областей. «Если в людей вкладываться, это гарантирует развитие компании», – уверен Сергей Томшин. И усилия компании не остаются напрасными: в 2012 году ЗАО «Труд» вошло в число семи лучших подрядных организаций России по строительству, ремонту и содержанию дорог, победив в конкурсе «Дороги России – 2012».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры