издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Политика молочного скачка

В Аларском районе развивается кооперативное движение по закупу молока у населения

  • Автор: Зоя ГОРЕНКО

Из Качуга на Иркутский молочный завод за 9 месяцев поступило около 3682 тонн продукции, а из Кутулика – около 3392. На торжественном открытии нового молокоприёмного пункта в посёлке Кутулик в начале июня прошлого года мэр района Александр Футорный заявил, что это предприятие вскоре догонит, а возможно, и перегонит Качугский МПП. Все, конечно, радостно захлопали, но и рассмеялись – заявление это большинству показалось едва ли не шуточным.

Качугцы работают уже около семи лет, являясь всё это время  безусловными лидерами по сбору молока от населения. Там уже давно отлажена эта система, предприятие обеспечено техникой, кадрами… Но вот минул год, и предсказание районного мэра сбылось: по результатам августа и сентября  Кутуликский пункт оказался впереди. Cуммарно за 9 месяцев только чуть-чуть отстал.

– Мы  даже и сами не ожидали что так много молока пойдёт, – признаётся директор предприятия Нина Куликалова. – Вначале-то очень мало возили, а потом как-то все активизировались. Лето прошедшее вообще было жаркое, продохнуть некогда, машины шли и шли. В Иркутск по три-четыре «КамАЗа» в день отправляли, это больше 30 тонн. Сейчас-то, конечно,  сезон окончился, особенно  когда снег выпал, резко уменьшились поступления. Сегодня у нас работают 12 СППССК (сельскохозяйственных потребительских перерабатывающих снабженческо-сбытовых  кооператива), которые обслуживают и фермеров, и, в основном, личные подворья. Самый крупный кооператив –  «Родник» из Тыргетуя под руководством Александра Ефименко. Основу составляет их семейное КФХ, где содержится более 80 дойных коров, остальное собирают у населения. Летом поставляли по 6-7, а то и по 8 тонн каждый день. А самым первым нашим поставщиком был кооператив «Куйта», который организовали супруги Елена и  Евгений  Егодуровы из одноимённого села. Они и сегодня являются активнейшими нашими партнёрами.

Оказалось – не так страшно

Помню этот торжественный момент, когда  первый молоковоз заехал в помещение МПП, Евгений Романович открыл крышку цистерны, в неё опустили шланг и в молокоприёмник полились первые белые струи. Тогда хозяйство Егодуровых было оформлено как фермерское, и его глава Елена Владимировна была чрезвычайно обеспокоена тем, что, существуя именно как КФХ, они не смогут заниматься сбором молока у населения. Ведь по новому законодательству такое право предоставляется  только потребительским кооперативам. А что такое кооператив? Это общество пайщиков, которые  имеют равные права в решении всех вопросов. В данном случае эти пайщики – сдатчики молока, живущие в нескольких деревнях. Собрать их на какой-нибудь сход практически невозможно, зато претензии к руководству непременно будут возникать, и всякому нужно  ответить. Возглавить такое беспокойное то ли хозяйство, то ли сообщество далеко не каждый решится. Но Егодуровы всё-таки решились. И когда директор МПП назвала их фамилию, я не сомневалась, с кем из кооператоров  мне надо встретиться. 

Нашли мы наших героев в деревне Нарены, где они развозили по домам своих пайщиков деньги за сданное молоко.   

– Вот так  каждые две недели! – развела руками Елена Владимировна. –  Из села в село, из дома в дом, 150 личных хозяйств объезжаем. Меньше чем два дня на это дело не уходит. Ведь с каждым, кроме всего прочего, поговорить надо, выслушать, обнадёжить, принять заявку. Мы в этом году обеспечили наших сдатчиков сеном, другими кормами, кому-то приобрели технику. Сами-то мы опять же производить корма не можем по закону, значит, с фермерами заключаем договоры, у них покупаем. Хлопотно очень. Но куда денешься?

Невзирая на всё вышесказанное, настроены Егодуровы оптимистично. 

– Не так это страшно оказалось, – продолжила председатель кооператива. –  Уже получили первые субсидии. Одно плохо – не можем взять кредит в банке. Но здесь мы сами виноваты, проявили, можно сказать, юридическую безграмотность, приняли устав старого образца. А переоформлять – это опять массу времени с бумагами терять. Вообще, наверное, главная  сложность в нашей деятельности – это бумажная работа.

Сдатчики

Из Нарен по разбитой скользкой дороге мы отправились в соседнюю  деревушку Омулёвку, расположенную словно на классической картине – среди лугов и пашен, у самой берёзовой рощи. Здесь у Егодуровых  всего четыре  сдатчика. Зато какие! Семья Иванюра – Наталья, Владимир и их дети – держат в своём хозяйстве 12 дойных коров. В летний сезон с этого двора  ежедневно выносили по 100 и больше литров молока. С дойкой такого стада хрупкой Наташе приходилось нелегко. 

– Я очень благодарна, что кооператив помог нам приобрести доильный аппарат, –  сообщила она, – кормами поддерживают. Ну, и мы сами стараемся. Муж полностью занят в собственном хозяйстве, трактор есть, пашем, сеем, убираем. Думаем, сможем держать коров и побольше. Сейчас дети ещё маленькие, только старший Дима, которому 12 лет, помогает, пасёт летом скот на лошади. Остальные подрастут, тоже, думаем, помощники будут…

А вот Татьяна и Геннадий Ярцевы особо на помощников не рассчитывают: дети уже взрослые, живут далеко. Только младший ещё учится в колледже в Черемхове. Вот ради него частично и держат пять коров-симменталок. Но больше всё-таки просто из извечной тяги к крестьянскому труду. 

– Мы родились в Забитуе, – рассказывает Татьяна Трофимовна. – Потом уехали в Магадан, там муж строителем, а я в зверосовхозе трудилась, бригадиром была. А  потом, когда грянула перестройка, мы оба подались в сельское хозяйство, занялись свиноводством. На пенсии уже вернулись на родину. Я специально Омулёвку выбрала, тут так просторно,  хорошо, красиво. Но трудно, конечно – мы с дедом уже не те, корма тяжело нам даются. Сено вот привезли, но оно же как вода уходит… Спасибо, конечно, ребятам, но вряд ли мы сумеем  продолжать в том же духе.

При всех различиях возрастов и характеров пайщики имеют одну цель – произвести и продать как можно больше молока, и одни проблемы –  корма (заготовка, покупка, доставка и т.п.). Благо ещё пастбищ кругом немерено, поэтому  коровы до глубокого снега ходят по полям. Но пользование этим благом во многом, конечно, вынужденное. Беспокоит многих  и полное отсутствие в районе племенной работы с животными, содержащимися в личных подворьях. Осеменение производится только естественным путём, в стаде. При этом породы перемешиваются, что не всегда даёт желательный эффект. Кроме того, почти все коровы одновременно идут в запуск, следовательно, и телятся одновременно. Отсюда резкая сезонность – «большое молоко» летом и совсем-совсем крохотное зимой.

О пресловутом «секрете успеха» 

Все эти крестьянские проблемы (умноженные на 150 – по числу пайщиков) испытывают сами руководители кооператива. В личном  хозяйстве Егодуровых шесть коров, около  полутора десятка голов молодняка, свиньи и полный двор гусей и кур. Как при таком  раскладе они успевают обслуживать  всех остальных – от села к селу, от двора к двору, всегда с доброжелательной улыбкой, всегда с готовностью  поговорить с человеком, выслушать его и помочь? Но, видимо, как раз это –  внутреннее расположение к людям – и является стержнем каждого из них и семьи в целом.   

 – Какая приятная пара! – почти в один голос воскликнули мы с водителем, расставшись с Егодуровыми. 

– Главное, что они – дружные! – нашёл основополагающее свойство этой «приятности» Вадим Семёнович.

– Похожи на молодожёнов, – добавила я.

Во всё время нашего общения меня так и тянуло назвать их «ребятами». Они, конечно, не против…

–  Только у нас уже внук есть! – засмеялась Елена Владимировна. – Сын ещё в институте учится, а невестка  с внуком с нами живут. У нас вообще три сына – два студента и один школьник. Везёт на мужчин…

Егодуровы в 1984 году одновременно поступили на агрономический факультет Иркутского сельскохозяй-ственного института, хотя окончили в разное время –  Евгений послужил в армии. Время выпуска в большую жизнь пришлось на перестройку. 

– Где только не пробовали себя, –  вспоминают они, – и в культуре, и в образовании, и овощеводством занимались, и коммерцией. И вот теперь – закупом молока. Кажется, получается…

Похоже, действительно  они нашли свой путь, своё место в жизни.  Конечно, как и все крестьяне, они  ждут, когда по-настоящему «государство повернётся лицом к селу». Но ждут не хныча, не опустив руки, а деятельно – в труде и радости на своей земле. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры