издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Теневой поток

Расширяется региональный рынок контрафактных нефтепродуктов

Теневой рынок нефтепродуктов в Иркутской области растёт, констатируют специалисты. Под Ангарском, где расположен крупный нефтеперерабатывающий завод – ОАО «АНХК» (структура Роснефти), сотрудники силовых структур остановили деятельность третьего за последние три недели нелегального НПЗ. Всего с начала года в Приангарье перекрыто семь подобных нефтеперегонных установок. Оперативниками изъято более 300 тонн топлива сомнительного качества.

Подпольный нефтеперерабатывающий мини-завод работал несколько месяцев под Ангарском. Низкокачественный бензин и солярка, полученные кустарным способом, могли реализовываться на автозаправочных станциях Ангарска, Усолья, Черемхова и других городов области, предполагают сотрудники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Иркутской области, которые пресекли деятельность подпольного НПЗ.

Во время проверки оперативники задержали двух операторов, обслуживающих нелегальное предприятие. Они рассказали, каким образом был налажен процесс переработки сырья и изготовления нефтепродуктов. Сотрудники полиции изъяли бухгалтерию, подтверждающую противозаконность деятельности установки, а также несколько форсунок, без которых невозможно перерабатывать нефтесырьё. 

«Такие нефтеперерабатывающие установки не только подрывают экономику региона, но и наносят ущерб экологии. Сомнительное топливо, изготовленное с помощью так называемых «самоваров», способно вывести из строя двигатели автомашин», – комментирует заместитель начальника межрайонного отдела по выявлению преступлений и правонарушений в сфере топливно-энергетического комплекса УЭБ и ПК ГУ МВД России по Иркутской области Алексей Странадко. 

По его словам, в настоящее время выясняются все подробности, образцы горючего отправлены на экспертизу. «Однако уже сейчас очевидно, что бензин, произведённый на этом заводе, не может соответствовать  установленному ГОСТу, поскольку сразу понятно, что технология изготовления такого сомнительного топлива нарушена»,  – сообщил Алексей Странадко. Сейчас установлены организаторы доходного бизнеса, но «в интересах следствия» их имена пока не называют.  

Ещё две недели назад пресс-служба полиции Приангарья распространила информацию о том, что в  Ангарске закрыты сразу два подпольных завода по переработке нефти. Один располагался на территории промышленной зоны города. Ещё один кустарный мини-завод находился в посёлке Зверево, в нескольких километрах от Ангарска. 

Нелегальные заводы по переработке углеводородного сырья были выявлены в ходе операции «Нефть». Владелец одного из подпольных мини-заводов уже привлекался к административной ответственности за аналогичное правонарушение. 

«По каждому делу об этих заводах проходят разные фигуранты, никак между собой не связанные, – сообщил изданию начальник межрайонного отдела по выявлению преступлений и правонарушений в сфере топливно-энергетического комплекса УЭБ и ПК ГУ МВД России по Иркутской области Алексей Кузнецов. – Более того, они представляли друг для друга своего рода конкуренцию на чёрном рынке нефтепродуктов». 

По версии следствия, предприимчивые бизнесмены закупали сырую нефть на севере Красноярского края. Там она  добывается вполне легально и отпускается по более низким ценам, рассказал Странадко. Топливо доставлялось  в Иркутскую область железнодорожным транспортом, нелегально перерабатывалось, а произведённые горюче-смазочные материалы продавались гражданам и различным организациям по ценам ниже рыночных. Таким образом нарушители закона осуществляли предпринимательскую деятельность, не получив на то разрешительной документации: они не проходили специального обучения, не обращались к страховщикам и, конечно же, не регистрировались в налоговом органе. Бизнесмены также пренебрегли лицензией на производство и эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов. 

«В настоящее время те, кто занимался кражами нефти и её переработкой, стали закупать сырьё, понимая, что качать чужую нефть путём нелегальных врезок очень опасно», – заявил Странадко. Он даже объяснил, почему три случая с нелегальными НПЗ выявлены именно в Ангарске. «Это город нефтехимиков, многие ангарчане либо являются работниками АНХК, либо когда-то там трудились. Следовательно, знакомы с технологией, и для них несложно организовать такой бизнес», – сказал собеседник издания. 

 «Эффективным инструментом борьбы с хищениями является система материального поощрения лиц, предоставивших информацию, позволившую предотвратить или возместить ущерб активам компании», – считают в «Востокнефтепроводе» (Транснефть). В условиях высоких цен на сырую нефть и продукты её переработки практически вышла из-под контроля государства деятельность предприятий и организаций, занятых в сфере хранения, транспортировки и переработки углеводородного сырья, заявил источник  в компании.

Как отметили в правоохранительных органах, отдельного состава преступления, под который можно было бы подвести хищение нефти, в Уголовном кодексе РФ нет. Подобные преступления расследуются по ст. 158 УК «Кража», ч. 3, п. «б», предусматривающей наказание в виде штрафа в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы осуждённого за период от одного года до трёх лет либо лишения свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до 80 тыс. рублей или заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры