издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Мы хотим диверсифицировать бизнес»

  • Интервью взяла: Наталья СКОРЛЫГИНА, «Коммерсантъ»

– Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на рынках электроэнергии и тепла? 

– Что касается рынка тепла, общеизвестно, что в этой сфере не хватает нормативной базы. Но сейчас в этом направлении ведётся активная работа. Создана рабочая группа при правительственной комиссии, которая планирует до конца первого квартала пройти основные развилки, существующие на рынке теплоснабжения, с тем чтобы с 1 января 2014 года перезагрузить его модель, введя дополнительные рыночные механизмы в регулируемый сектор. Параллельно разрабатывается новая модель оптового и розничного рынков электро-энергии, и, согласно той позиции, которой сейчас придерживается Минэнерго, эту перезагрузку мы будем делать параллельно. Мы участвуем в разработке новых моделей и надеемся, что до конца первого квартала или до конца первого полугодия все основные принципиальные решения будут приняты. В этом случае с 1 января 2014 года, в моём понимании, есть все шансы перейти на новую модель. 

– До какой степени возможно введение рыночных отношений в сфере теплоснабжения? 

– Рынок тепла, безусловно, не будет либерализован до той же степени, что и рынок электроэнергии, но определённые элементы либерализации внести можно. Сейчас задача номер один – синхронизировать этот рынок с рынком электроэнергии, чтобы уйти от проблем, связанных с отказом от комбинированной выработки электроэнергии и тепла. Хотя все соглашаются, что комбинированная выработка – это правильно, доля теплофикационной выработки в общей выработке электроэнергии продолжает падать.

– Необходимо ли введение дополнительных механизмов поддержки модернизации старых электростанций, в том числе заключение новых договоров на по-ставку мощности (ДПМ) на проекты модернизации, или существующих рыночных механизмов достаточно для обеспечения окупаемости инвестиций? 

– Всегда есть две перспективы: либо пытаться совершенствовать текущую модель, вводя разнообразные «ДПМ-штрих», ДПМ по модернизации, либо целиком перезагрузить модель. Сейчас общая логика движения – это всё-таки перезагрузка модели в целом, в том числе с учётом необходимости формирования чётких ценовых сигналов для строительства новой генерации там, где она необходима. Мне нравится вариант с новой моделью, потому что всё остальное носит элементы ручного управления, которые почти никогда не дают желаемого результата. 

– Как сказывается ситуация на алюминиевом рынке на выручке по прямым договорам с предприятиями «Русала»? Возможен ли пересмотр договорной структуры? 

– Нестабильная ситуация на рынке алюминия, безусловно, скажется и на выручке, которую мы получим по итогам 2012 года. Пересмотра договоров мы не планируем. Они на то и долгосрочные договоры, чтобы время от времени возникали периоды, когда для нас это невыгодно и, наоборот, выгодно для «Русала». Не стоит забывать, что был 2011 год, когда цены на алюминий были очень привлекательными и мы получали серьёзную премию к базовым контрактам. Надеемся, цены на алюминий в следующем году вырастут и мы снова начнём получать премию хотя бы на уровне прошлого года. 

– Какова инвестпрограмма «ЕвроСибЭнерго» на ближайший год? 

– В 2013 году планируется рост инвестиционной программы порядка 30%, её объём оценивается до 20 миллиардов рублей. Мы ожидаем, что стартует проект, связанный с Автозаводской ТЭЦ, – фактически остались чисто технические формальности, касающиеся оформления земельных отношений на площадку. Предполагаем, что уже в первом квартале 2013 года приступим к реализации этого проекта. С ним в основном и связан рост инвестиционной программы. Мы закончили в 2012 году основные работы по нашему крупному инвестпроекту – строительству подстанции 500 кВ «Озёрная», которая в качестве части схемы выдачи мощности Богучанской ГЭС была включена в проект комплексного освоения Нижнего Приангарья. 

– А инвестпрограмма на более долгосрочный период? 

– Она будет сильно зависеть от тех правил рынка, которые будут приняты. Мы станем принимать решение по тому или иному проекту в зависимости от экономической целесообразности. В качестве проекта номер два, если говорить о развитии генерации, нам видится строительство Ленской ТЭЦ до 1200 МВт на газе в Усть-Куте. Но этот проект будет зависеть от целого ряда факторов. Он сложно структурированный, поскольку есть достаточно много заинтересованных сторон. С точки зрения государственной поддержки наблюдаем позитивные сдвиги. Серьёзных инвестиций в этот проект в следующем году не будет, но надеемся с 2014 года по нему стартовать, и это определит рост инвестпрограммы ещё примерно на 20–30%. 

– Как вы корректируете свои планы в отношении Китая с учётом замедления темпов экономического роста в стране? Отражается ли этот процесс на инвестпрограмме «ЕвроСибЭнерго»? 

– 8% роста экономики Китая, которые прогнозируются на следующий год, в грубом приближении сопоставимы с выработкой энергосистемы России в целом. Это внушительные темпы роста, особенно если учесть, что сложно расти, когда база высокая, легко расти по 11% в год при низкой базе. А сейчас база уже настолько высока, по потреблению электроэнергии в том числе, что любой прирост больше 1-2% – это уже серьёзный вызов для энергосистемы. Поэтому мы прогнозируем, что спрос на электроэнергию в Китае будет расти и, наверное, актуальность поставки энергии из России не исчезнет. 

– Планирует ли «ЕвроСибЭнерго» расширять своё присутствие в секторе теплоснабжения, в частно-сти в теплосетевом бизнесе? 

8% роста экономики Китая, которые прогнозируются на следующий год, в грубом приближении сопоставимы с выработкой энергосистемы России в целом

– Мы закрыли сделку по покупке тепловых сетей в Нижнем Новгороде. Речь идёт о достаточно большом объёме тепловых сетей – порядка 500 км, целиком охватывающих теплоснабжение двух районов города: Автозаводского и Ленинского. В достаточно высокой степени проработки находятся проекты в ряде городов в центральной полосе России. Рассчитываем до середины 2013 года заключить ещё несколько сделок в Московской и Калужской областях. 

– Чем обусловлен интерес к теплосетям в Центральной России? 

– Мы хотим диверсифицировать бизнес, расширив своё присутствие в первой ценовой зоне. Также это связано со степенью газификации в центральной полосе: мы ориентируемся на развитие распределённой малой генерации, которое напрямую зависит от доступности газа. В Сибири у нас есть несколько проектов, в частности по Саяногорску в Хакасии, где заключён долгосрочный договор концессии на 20 лет по тепловым сетям. Мы хотим попробовать перенести этот опыт в центральную полосу, в том числе с учётом того, что в тех районах, где будем развивать тепловые сети, нужно дополнительно присмотреться к распределённой малой генерации. 

– Вы можете назвать количественные ориентиры программы строительства малой генерации – совокупную мощность, объём инвестиций, мощность единичных блоков? 

– Размер блока, разумеется, зависит от потребителя. Все станции будут до 20 МВт, но единичная мощность блока будет зависеть от профиля по-требления электроэнергии потребителем. Для себя мы видим возможность построить до 300 МВт распределённой малой генерации в течение ближайших пяти лет с 2013 года. В следующем году приступим к строительству двух подобных небольших станций общей мощностью 30 МВт. 

– Вы ориентируетесь на промышленных потребителей? 

– Да, безусловно. 

– А вы можете как-то обозначить объём инвестиций? 

– Из расчёта порядка 1200 долларов за киловатт – в районе 350 миллионов долларов. 

– Сохраняется ли интерес к активам в нефтегазодобыче после покупки Купского газового участка? 

– Нет, планов по расширению присутствия в нефтегазовом секторе нет. Купский участок – абсолютно прикладная инициатива под наш инвестиционный проект по строительству Усть-Кутской станции. Пока рано говорить о результатах по этому проекту. Мы довольны, что нам удалось эту лицензию приобрести, и хотим в следующем году начать работы по доразведке. Понятно, что это даже не запасы, а ещё ресурсы, поэтому как минимум ближайшие два года у нас уйдут на сейсморазведку, бурение поисково-разведочных скважин. Ближе к концу 2014 года сможем говорить по этой площадке более предметно. Пока это лишь участок недр, нет запасов, есть ресурсы, проект достаточно рискованный. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры