издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Рождественское приношение

  • Автор: Ольга ЧИРКОВА

Иркутский областной музыкальный колледж имени Фридерика Шопена от всей души поздравил всех иркутян и гостей города с Новым годом и Рождеством. Музыкальным приношением в честь праздников стало первое в Иркутске исполнение «Маленькой торжественной мессы» Джоаккино Россини. Концерт прошёл в органном зале Иркутской областной филармонии.

Иркутский органный зал – одно из удивительных мест нашего города. Придя сюда однажды, хочешь вернуться ещё много раз, причина – в той неповторимой атмосфере, которой дышит каждый уголок, каждый предмет интерьера. В тот вечер взволнованные лица слушателей говорили о том, что программа ожидаемого концерта вызвала неподдельный и весьма искренний интерес со стороны публики. И не могло быть иначе, потому что духовные сочинения великого итальянца известны намного меньше, чем его оперные шедевры. Джоаккино Россини написал 39 опер, чем снискал славу гениального создателя комической оперы. Но неожиданно для всех в самом расцвете творческих сил мастер оперы-buff прекратил работу в избранном жанре и обратился к произведениям духовного содержания. Среди сочинений последних лет композитора – «Маленькая торжественная месса», которая была написана в 1863 году, спустя более 20 лет после его предыдущей крупной работы, «Stabat mater», и почти 35 лет после завершения оперной карьеры. На титульном листе сочинения сохранилась надпись, сделанная рукой автора: «Боже милосердный, вот она и закончена, эта бедная маленькая месса. Благословенная ли у меня получилась музыка или проклятая? Ты ведь знаешь, я рождён для оперы-буфф! Немного уменья, чуть-чуть души — всё тут. Будь же прославлен и ниспошли мне рай». 

В 1866–1867 гг. Россини оркестровал мессу, по собственному признанию, из опасений, что это сделают за него другие и не в соответствии с его собственным вкусом: «Как только найдут её в моём наследии, явится господин Сакс со своим саксофоном или господин Берлиоз с другими великанами современного оркестра, захотят инструментовать мою мессу и убьют этим несколько моих вокальных голосов, а заодно благополучно прикончат и меня самого. Ибо я всего лишь бедный мелодист! Вот потому я и занимаюсь тем, что пишу к моим хорам и ариям сопровождение в органной манере, то есть для струнного квартета и нескольких скромно выступающих духовых инструментов, которые не заглушат моих бедных певцов».

Все особенности и тонкости авторского замысла превосходно раскрыли в своём исполнении академический хор Иркутского областного музыкального колледжа имени Шопена под управлением талантливого хормейстера Ольги Башириной и солисты. Сочинение было исполнено в сопровождении фортепиано и органа.

Достаточно сложные, виртуозные партии сопрано и меццо-сопрано великолепно прозвучали в исполнении преподавателя Иркутского музыкального колледжа Марины Прыгуновой и солистки Иркутской областной филармонии Екатерины Переверзевой. Не меньшей похвалы заслуживают и студенты колледжа, выступившие в этот вечер в роли солистов, Алексей Босых (тенор) и Василий Соколов (баритон). Молодые исполнители являются студентами вокального отделения колледжа, класса преподавателя Надежды Фёдоровны Васильевой. 

Что касается инструментального сопровождения, то, согласно замыслу автора, главная роль была отведена фортепиано. И надо сказать, композитор в фортепианной фактуре  сумел отразить палитру звуков целого оркестра, в чём, несомненно, отразились опыт и талант оперного гения. Юлия Вербицкая, концерт-мейстер Иркутского музыкального колледжа, блестяще исполнила данную партию. Одухотворённое звучание органа в исполнении лауреата европейского и международного конкурсов органистов Яны Юденковой сопровождало наиболее значимые в смысловом отношении, кульминационные разделы сочинения. 

Цельному восприятию произведения очень помогла и избранная исполнителями форма концерта. В самом начале вечера ведущая программы, в роли которой выступила также Яна Юденкова, весьма подробно осветила историю создания произведения, строение частей «Мессы», привела краткий перевод основных частей, а хор исполнил начало каждой из них. Для знакомства с произведением, исполнявшимся впервые, это имело большое значение. 

Впечатления слушателей красноречиво выразили бурные аплодисменты зала и восторженные крики «Браво!».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры