издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Батарея охлаждения

  • Автор: Евгений МИХАЙЛОВ

Использовать в жару не кондиционер, а батарею – с такой, на первый взгляд парадоксальной, идеей выступила Московская объединённая энергетическая компания. Согласно представленной её руководством концепции, летом в простаивающие радиаторы отопления можно подавать холодную воду, что позволит отказаться от использования электроёмких кондиционеров. Подобная система уже действует во многих европейских городах, в столице России пока обсуждаются лишь пилотные проекты. Корреспондент «Сибирского энергетика» Егор ЩЕРБАКОВ решил выяснить, можно ли реализовать нечто аналогичное в Иркутске.

Так сложилось, что решения, которые в России считаются инновационными, уже успели зарекомендовать себя за рубежом. Идея централизованного холодоснабжения не стала исключением: в некоторых европейских столицах её уже достаточно давно и весьма успешно реализовали. Например, в Париже действует крупнейшая в мире система централизованного теплоснабжения. По данным фирмы Alfa-Laval, известной прежде всего своими теплообменниками, она включает три центральных высокопроизводительных чиллера (проще говоря, холодильных машины) и 52 км сетей, к которым подключено свыше 500 зданий, в том числе Лувр. В качестве источника холода используется вода из Сены. 

А в Осло централизованное теплоснабжение, подачу горячей воды и холодоснабжение района Форнебю, где расположен международный аэропорт, обеспечивает теплонасосная станция, работающая на морской воде. Её общая установленная мощность составляет 57 МВт, из которых 26 МВт приходится на сам тепловой насос, а оставшийся 31 МВт – на дизельный электрогенератор. Оборудование действует полностью в автоматическом режиме. Системы централизованного холодо-

снабжения, что совершенно логично, действуют и в столицах куда более тёплых стран – например, в олимпийской деревне в Афинах, построенной к Играм 2004 года. В каждом из 2300 домов, расположенных в ней и подключённых к центральному чиллеру, установлены теплообменники вкупе с индивидуальными вентиляторными доводчиками, что позволяет их жильцам регулировать температуру в полном соответствии со своими предпочтениями. Причём если во время проведения Олимпиады подобным благом цивилизации пользовались спортсмены, то сейчас в деревне проживают обычные семьи. 

ТЭЦ двойного назначения

Аналогичный способ централизованного холодоснабжения применяют и в Хельсинки. Там точно так же используется морская вода, однако её не забирают теплонасосами, а подают в парообразователи на ТЭЦ и затем в коммерческие и промышленные здания. По информации в официальном блоге ОАО «Московская объединённая энергетическая компания», чьи специалисты побывали на объектах компании в Финляндии в марте 2012 года, система действует по следующему принципу: с помощью горячей теплофикационной воды охлаждающую жидкость – обычную воду – преобразуют в пар. Температура в теплофикационных сетях при этом составляет 80–100 градусов, а в охлаждающем растворе – 10–20 градусов. Теплоноситель в процессе охлаждается довольно слабо, так что его можно использовать в обратном трубопроводе тепловой сети. По этой причине, отмечают финские энергетики, охладительную установку целесо-образнее устанавливать вблизи потребителей тепла. 

«В Хельсинки централизованное холодоснабжение на 80% обеспечивается за счёт ресурсов, например морской воды и геотермальной энергии, которые в противном случае оставались бы неиспользуемыми, – заявляют в компании Helsingin Energia, которая реализует пилотный проект в столице Финляндии. – Идея комбинированной системы централизованного холодо- и теплоснабжения, которая позволяет сэкономить энергию и снизить выбросы углекислого газа, заключается в том, чтобы передавать избыточное тепло туда, где в нём есть необходимость». Подобное преимущество, похоже, оценили и потребители: по данным фирмы, летом 2011 года к системе была присоединена нагрузка на 100 МВт, тогда как к 2015 году этот показатель планируется увеличить ровно в два раза. 

Одним из способов хладоснабжения является размещение мощных охладителей на теплоисточниках

Заложенной в финский проект идеей решили воспользоваться и московские энергетики. Если в марте 2012 года в МОЭК говорили, что «подводить итоги пока преждевременно, но, безусловно, подобный обмен опытом был полезен обеим сторонам», то 20 декабря заместитель генерального директора по стратегическому развитию и инвестициям компании Владислав Кузьминов представил на конференции «ТЭК Москвы: новой Москве – новая энергетика» концепцию тригенерации, или, иными словами, комбинированного производства электрической энергии, тепла и холода. По его словам, её реализация позволит не только оптимизировать производственные затраты энергетиков, но и предложить москвичам альтернативу электрическому кондиционированию – централизованное холодоснабжение с использованием не работающих летом батарей отопления. Ожидается, что низкая себестоимость производства услуги не окажет значительного влияния на рост тарифа, при этом, отмечает Кузьминов, она окажется «в полтора раза более экономичной по сравнению с электрическим кондиционированием». «Наше предложение правительству Москвы состоит в том, чтобы сразу при создании градостроительной политики предусматривать использование этих экономичных технологий на новых территориях», – цитирует его пресс-служба Московской объединённой энергетической компании. 

Пока же электрические чиллеры установлены на ТЭЦ «Международная», обеспечивающей теплом и электричеством деловой центр «Москва-Сити». Их можно было использовать для подачи холодной воды и в МОЭК, продолжает Кузьминов, сейчас «прорабатывают возможность такого перехода». Кроме того, применить технологию могут в центре обработки данных компании, который планируют построить на территории инновационного центра «Сколково». Согласно презентации с конференции, рассматривается также возможность развития тригенерации в присоединённых к Москве территориях с уже сложившейся инфраструктурой, а также в городах – спутниках столицы и других районах перспективной застройки. Для этого предполагается ввод 213 МВт электрических, 916 Гкал/ч тепловых и 75 МВт холодильных мощностей, на который до 2020 года будет затрачено 15,8 млрд. рублей. 

Техника не позволит

Однако в Иркутске, полагают собеседники «Сибирского энергетика», централизованное холодоснабжение как минимум нецелесообразно. «Потребность в подобной услуге на потребительском рынке очень низка из-за климатических условий и очень короткого тёплого периода – 20–30 дней в году, когда температура наружного воздуха поднимается выше 25 градусов, а ночью не достигает 20 градусов», – отметил заместитель технического директора участка тепловых сетей Ново-Иркутской ТЭЦ Сергей Зинченко. Действительно, в Иркутске среднегодовая температура составляет 0,9 градуса Цельсия, при этом средняя температура января достигает 17,9 градуса ниже ноля, июля – 17,9 градуса выше ноля. Для сравнения: в Москве эти показатели составляют 5,8 градуса, минус 6,5 градуса и 19,2 градуса соответственно. В европейских городах, где уже созданы системы централизованного теплоснабжения, и того теплее. Достаточно сказать, что среднегодовая температура в Париже достигает 12,1 градуса, тогда как в январе она в среднем составляет 4,6 градуса выше ноля, а в июле – все 20 градусов. Сравнивать с Иркутском можно разве что Хельсинки, где летом чуть холоднее, но в столице Финляндии существенно более мягкие и не столь длинные зимы. 

Помимо соображений целесообразности необходимо учитывать и технические ограничения. «У нас превалирует старая застройка, где используются чугунные или стальные батареи, которые не адаптированы к большому расходу холодной воды», – подчеркнул заместитель начальника технического отдела Ново-Иркутской ТЭЦ Александр Гусляков. Некоторые коммунальщики заполняют их на лето холодной водой, чтобы создать давление и избежать протечек при включении отопления, однако она не циркулирует. В том случае, если организовать циркуляцию, велик риск, что резьбовые соединения, которыми радиаторы крепятся к стояку, разгерметизируются – металл, как известно нам из школьного курса физики, имеет свойство сужаться под воздействием низких температур. «К тому же дом надо как-то секционировать, ведь не каждый собственник жилья захочет платить за дополнительную услугу, а у нас в большинстве зданий сделан единый контур отопления с первого до последнего этажа», – добавил Гусляков. Прибавьте к этому замену радиаторов, которую многие владельцы квартир проводят летом. Для того, чтобы снять старую батарею и смонтировать новую, нужно будет отключать весь стояк, что неизбежно приведёт к сбою в холодоснабжении. В современных домах с горизонтальной разводкой системы отопления, где на каждый этаж приходится отдельный контур, это неактуально, но их в Иркутске, да и по всей России, не так много. 

Реконструкция внутридомовых систем отопления потребует определённых затрат, впрочем, они несравнимы с теми инвестициями, которые энергетикам придётся вложить в модернизацию тепловых сетей. Дело в том, что в Иркутске действует открытая система теплоснабжения: иными словами, теплоноситель по общей магистрали идёт и на отопление дома, и на подачу горячей воды в краны. «Для холодо-снабжения необходимо строить дополнительные трубопроводы от ТЭЦ до потребителя либо устанавливать холодильные установки у потребителей непосредственно в здании, чтобы можно было преобразовывать поступающую тепловую энергию в холод», – резюмировал Зинченко. Однако в последней редакции федерального закона «О теплоснабжении» содержатся две нормы, согласно которым с 1 января 2013 года не допускается подключение объектов капитального строительства к открытым системам теплоснабжения, а с 1 января 2022 года и вовсе запрещается использование таких систем для горячего водоснабжения. Так что через девять лет использование централизованного холодоснабжения может стать актуальным. Пока же, констатирует Гусляков, создание подобных систем, по крайней мере в Иркутске, «с учётом строительства новых магистралей потребует многомиллиардных затрат». 

Однако для Москвы проект может быть интересен, добавляет он. «Там большие электрические нагрузки, дефицит электроэнергии, – отмечает он. – Если смотреть её стоимость и учитывать, сколько потребляют кондиционеры, холодоснабжение может быть актуально». В свою очередь Зинченко указывает на то, что применение подобной системы в столице рассматривается «только в новом районе, так как старые внутренние системы отопления не имеют расчётных теплопроводности и пропускной способности», что может вызвать нарушения гидравлического режима. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры